Депрессивные расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, лечение

Депрессия у подростков: признаки, лечение и помощь для выхода из неё

Депрессивные расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, лечение

По результатам исследований австралийских ученых, выяснилось, что из 400 человек, в возрасте от 10 до 14 лет, участвовавших в эксперименте, у 10% испытуемых была выявлена клиническая депрессия подростков. А почти у половины из них, по определениям специалистов, обнаружена склонность, к проявлению данного расстройства психики в будущем.

До недавнего времени, не предавалось особого значения лечению детского депрессивного состояния. Ведь плохое настроение у подростков, обычно списывается на капризы и переходный возраст.

Но, возрастающее количество детских и подростковых суицидов по всему миру, заставило специалистов пересмотреть отношение к данному состоянию, и заняться его изучением, чтобы заранее определять признаки депрессии у подростков, своевременно начинать лечение, и проводить профилактику данного расстройства.

Признаки депрессии у подростка

У каждого ребенка наступает период, когда начинается переход во взрослую жизнь, отличающийся своей эмоциональностью и противоречивостью. Психика тинейджера, в этот момент, становится очень ранимой и неустойчивой.

В организме полным ходом идет перестройка – половое созревание, которому присуще повышение активности нервной и эндокринной систем.

Подростки часто неадекватно реагируют на окружающие события, на замечания или насмешки сверстников, на поучения взрослых.

Это объясняется тем, что процессы возбуждения нервной системы, преобладают над процессами торможения. Именно в такой период, и могут появляться первые признаки подростковой депрессии.

Депрессия у подростков – это тяжелое расстройство, психологического характера. Это заболевание нельзя бросать на самотек. Нужна своевременная диагностика расстройства, поскольку оно, в некоторых случаях, если его не лечить, может привести к инвалидности или суициду.

Симптомы депрессии у подростков могут быть следующими:

  • усталость, апатия, нехватка сил, опустошенность, снижение успеваемости;
  • плаксивость, злобность, раздражительность по пустякам, гнев, грубость;
  • беспокойный сон или бессонница, тоска, переживания, потеря аппетита, волнения, повышенная активность днем;
  • человек перестает общаться с друзьями или близкими, появляется чувство вины, закрытость, стремление к одиночеству;
  • забывчивость, заниженная самооценка, снижение концентрации внимания, безответственность, ребенка трудно заставить что-либо сделать;
  • полный отказ от пищи, или наоборот – обжорство;
  • желудочные боли, а также, головные и сердечные боли;
  • беспорядочная половая жизнь, курение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам;
  • мысли о суициде, проявляющиеся не только рисунками, стихами, высказываниями по этому поводу, причинением различных увечий себе, но и совершением безрассудных поступков, которые опасны и могут оборвать жизнь.

Симптоматику депрессии у подростка, в первую очередь, должны заметить его родители или близкие ему люди. Также учителя, обязаны обращать внимание на изменившееся поведение ученика, и своевременно информировать об этом его родственникам.

Причины возникновения

Подростковая депрессия не возникает без причины, на пустом месте. Всегда существует провоцирующий фактор, побудивший ее появление и дальнейшее развитие. Основные причины депрессии у подростков могут быть следующими:

  • Гормональная перестройка. В организме подростка активируются множество эндокринных желез, начинается выработка половых гормонов, ускоряются химические процессы, в результате чего, может появляться тревожность, нервозность, изменчивое настроение.
  • Неблагополучная обстановка в семье: развод родителей, холодность отношений, потеря близкого человека или его болезнь, отсутствие внимания, скандалы в семье, наркомания и алкоголизм у родителей.
  • Подростковый максимализм, переосмысление окружающего мира, эгоцентризм, несоответствие представлений о реальности.
  • Проблемы с внешностью. Особенно заметно, упадок духа, по этому поводу, проявляется у девочки подростка, которая возомнила себя гадким утенком, после того, как услышала, что над ней подшучивают, из-за ее внешности.
  • Переживания личного характера: расставание с любимым (любимой), безответная любовь, неудачные сексуальные контакты (например, у мальчиков, неконтролируемое семяизвержение при интимных прикосновениях). Из-за отсутствия какого-либо полового воспитания, юнец совершает ошибки, и начинает думать, что с ними что-то не так, занижает самооценку, не понимает, что делать дальше, и замыкается в себе. Такие переживания, часто являются причиной того, что возникает депрессия в подростковом возрасте.
  • Материальная обеспеченность и социальный статус. Тинейджер понимает, что не может иметь модный гаджет, отдыхать за рубежом, иметь красивую одежду. Если это мальчик, то ничего не может предложить девочке, в которую влюблен, думая о том, что только материальным положением можно привлечь к себе внимание.
  • Высокие требования к обучению, со стороны родителей, в период школьных лет, вызывают у подростка страх, что последует наказание, если он разочарует родных.
  • Плохая успеваемость – понижает самооценку молодых людей. Различные неудачи в школьной жизни, вызывающие насмешки ровесников, провоцируют появления депрессии у детей и подростков. Они чувствуют себя глубоко несчастными, пытаются изолироваться от всех, отказываются выходить из дома.
  • Наследственность. Если в семье кто-либо страдал депрессией, или имеет этот диагноз в настоящее время, то, с большой вероятностью, можно утверждать, что расстройство случится и с детьми.

Нередко, несколько причин объединяются и буквально наваливаются на молодых людей, и их неустойчивую психику, от чего, ситуация только усугубляется. Детям нужна поддержка родных и близких в этот момент, чтобы им можно было открыться и высказаться о наболевшем. В противном случае, бороться с подростковой депрессией, будет довольно сложно.

В поисках людей, которым можно излить душу, а также, для самоутверждения, тинейджер с головой окунается в интернет, где находит утешение. Прячась от реальной жизни, ребенок постепенно теряет круг интересов, не воспринимает, происходящие вокруг него события должным образом, реагируя на них неадекватно.

Лечение подростковой депрессии

Как помочь подростку, если вы заметили у него признаки подростковой депрессии? Для борьбы с данным заболеванием, с успехом применяются 2 метода:

  • Психодинамическая психотерапия. Этот метод позволяет выявлять: скрытые страхи и желания, загнанные внутрь проблемы, которые действуют на поведение человека из подсознания, ранние переживания.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). С помощью КПТ, можно распознать деструктивные мысли и убеждения, вызывающие расстройство, а также откорректировать мысли и чувства, которые оказывают влияние на жизнь человека, его поведение и поступки.

Нередко, приходится применять интерперсональную психотерапию, способствующую изменению связей между друзьями и близким окружением.

Сеансы психотерапии могут проводиться индивидуально для молодого человека (девушки), или в группе – вместе с его (её) родителями, особенно, если причиной расстройства стали напряженные отношения в семье. Данная терапия подскажет, как выйти из депрессии, причиной которой стало полное непонимание со стороны близких.

Но как избавиться от депрессии, и помочь подростку, как вывести его из этого состояния, если ситуация выходит из-под контроля? В тяжелых случаях, когда депрессия у детей и подростков, усугубляется суицидальными мыслями или действиями, появляется необходимость применения медикаментозного лечения, в комбинации с психотерапией. Лечение медикаментами должно проходить в стационаре, под строгим наблюдением врачей, поскольку сильнодействующие препараты, в том числе и успокоительные, могут натолкнуть больного на мысли о суициде.

Симптомы расстройства и причины его возникновения у детей

Депрессия у ребенка дошкольного возраста и школьников начальных классов, диагностируется очень трудно, поскольку до 10-12 лет, ребенок еще не в состоянии осознать себя и свои чувства (дать характеристику состояния печали, грусти или тоски). Он, иногда не может объяснить свои поступки, с точки зрения, плохой он или хороший. Поэтому, на данном уровне, детская депрессия проявляется соматическими симптомами. Проще говоря, физическими недомоганиями различного рода.

Признаки психологического расстройства у детей младшего возраста:

  • нарушения в работе ЖКТ (рвота, понос, срыгивание, потеря аппетита);
  • заторможенность, или наоборот, гиперактивность;
  • капризность или плаксивость;
  • задержки в развитии;
  • недостаточная прибавка в весе.

Если у ребенка встречаются вышеописанные симптомы, не откладывайте визит к педиатру.

Симптомы детской депрессии у дошкольников:

  • ребенок печальный, ему хочется расплакаться, чтобы его пожалели;
  • страх темноты;
  • ребенок боится остаться один в комнате, или наоборот, пытается уединиться, избегает контактов;
  • «старческая походка»;
  • расстройства ЖКТ;
  • тихий голос, очень скупая мимика;
  • пропадает интерес к любимым занятиям и играм;
  • снижается двигательная активность.

Признаки психологического расстройства у школьников до 16 лет:

Чтобы не повторяться, можно сказать, что детская депрессия, в период обучения ребёнка в начальных классах и, вплоть до подросткового возраста, проявляется наличием тех же симптомов, что и для подростков 16 лет и старше. Только за исключением таких причин, как: неразделенная любовь, неудачный секс, социальное или материальное положение.

Лечение детской депрессии

Лечение депрессии у детей, также, как и лечение у подростков, сводится к следующим мерам:

  • психотерапия, о которой было подробно описано выше;
  • медикаментозное лечение в условиях стационара, чтобы выводить ребенка из тяжелого состояния.

Источник: http://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/depressiya/podrostkovaya-i-kak-iz-neyo-vyjti

Депрессия у подростков

Депрессивные расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, лечение

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций.

Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами.

К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль.

Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи.

В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира.

Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии.

В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы).

Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе).

Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст — кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания.

Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии.

В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность само имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения  определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия.

Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии.

Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения.

Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств.

Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления.

Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum. Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

Источник: http://depressia.info/depressiya-u-podrostkov/

Детская депрессия – симптомы, проявления, лечение, причины развития

Депрессивные расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, лечение

Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается суицидальными наклонностями. Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.

Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения.

Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей.

Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.

Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под тревожностью, неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.

Дети и причины развития у них депрессии

Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:

  • Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
  • Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
  • Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
  • Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
  • Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
  • Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
  • Наличие тяжелых стрессов разного характера.

Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.

Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.

перейти наверх

Симптоматика детской депрессии

На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.

Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.

Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.

День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.

Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться.

Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.

Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:

  • родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
  • родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
  • родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
  • родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.

перейти наверх

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.