Дети работающих родителей после школы

Школа и родители: найти путь к диалогу

Дети работающих родителей после школы

Отношения между родителями и школой часто превращаются в отношения между двумя враждующими сторонами. В лучшем случае они придерживаются вежливого нейтралитета, а в худшем — устраивают полномасштабный театр военных действий. Возможно ли в этой ситуации сотрудничество или партнёрство? 

Поговорим о том, как родители должны выстраивать взаимодействие со школой, а школа — с родителями, чтобы довольными остались обе стороны диалога. А главное, чтобы это пошло на пользу ребёнку, благополучие которого является (по крайней мере, в теории) главным объектом их заботы и общих усилий. 

«Школа и родители: кто они друг другу» — тема февральского заседания дискуссионного клуба «Умная школа», в котором поучаствовали директора школ, эксперты в сфере образования, психологи и родители. Эта статья подводит итоги состоявшего обсуждения.  

Родители и школа: две модели взаимодействия

Кадр из к\ф «400 ударов»

7 способов сделать школу скучной для ребёнка

Образовательный ландшафт сегодня настолько разнообразен, что общую схему отношений между родителями и школой изобразить очень сложно. Но большинство детей всё ещё ходит в традиционную школу, главная цель которой — придерживаться федеральных образовательных стандартов и обеспечить успешную сдачу ЕГЭ. Роль родителей здесь очень невелика. 

Крайнее проявление такой схемы — школа как камера хранения, в которую родители помещают ребёнка, полностью снимая с себя ответственность за то, что с ним происходит во время учёбы. Это отношения покупателя и продавца, заказчика и поставщика «образовательных услуг». Качество и содержание этих услуг целиком находится в ведении школы. 

Эта модель очень распространена, но у неё есть множество недостатков. Хотя школа и пытается сохранить свой статус главного образовательного института, в реальности она уже давно его потеряла.

Образование — это не только школьные уроки и контрольные, но и фильмы, интернет-сайты, игры, приложения, музеи, лекции и тысяча других вещей.

А главная его составляющая — это желание и потребность узнать что-то новое, которое не зависит от поощрения учителя.

Бесполезно требовать от школы того, чего она дать не может. 

Успешная сдача ЕГЭ — лишь один компонент образовательного процесса. Но обычная школа, как правило, не может ставить перед собой более масштабные цели. 

Она не может показать ребёнку, что знание ценно само по себе, вне зависимости от полученной оценки. Она не помогает выработать внутреннюю мотивацию и не учитывает, что каждый ученик — это самостоятельная личность, со своими потребностями и интересами. «Обычная» школа всё ещё остаётся образовательным конвейером. 

Кадр из к/ф «Беззаботная»

Но есть и другая модель, которая может преодолеть эти недостатки. В ней школа — это уже не камера хранения, а совместное предприятие, которое объединяет родителей, учителей и школьную администрацию вокруг общей цели. Цель эта — благополучие и счастье каждого отдельного ребёнка.

Родители здесь являются не заказчиками, а школа перестаёт быть поставщиком «образовательных услуг». Обе стороны становятся партнёрами, которые готовы слушать друг друга, общими усилиями работая для достижения общих целей.

Как быть родителем школьника — советы от учителяМинус этой схемы в том, что она требует гораздо больше времени и усилий — не только от школы, но и от родителей. 

Ответственность распределяется между обоими сторонами, а не ложится на одну из них.

Эта модель требует умения сотрудничать и учитывать индивидуальные различия. Именно поэтому её сложно перенести на уровень больших коллективов, и она пока приживается лишь в маленьких частных заведениях.

Но со временем, возможно, выработанные механизмы пригодятся для «обычной» школы и станут важным источником для её реформирования. 

Каким же способом можно выстроить гармоничные отношения между родителями и школой? Предлагаем несколько советов, которые помогут избежать недовольства и разочарований.

Сторона родителей: как найти «свою» школу

Кадр из к\ф «Капитан фантастик»

Все родители разные, поэтому выбор правильной школы во многом зависит от ваших приоритетов. Чтобы взаимодействие со школой не превратилось в проблему, нужно обратить внимание не только на то, какие в ней учителя и где она расположена. Нужно понять, соответствуют ли ваши ожидания реальному положению вещей. 

Здесь всё индивидуально, но самые общие рекомендации могли бы выглядеть следующим образом:

Родительство можно воспринимать, с одной стороны, как выполнение базовых обязательств — и, с другой, как ценностную миссию, когда ответственность за благополучие ребёнка целиком ложится на вас. В зависимости от этого выбора взаимоотношения со школой будут складываться совершенно по-разному. 

Сторона школы: быть разными и стремиться к диалогу

Кадр из к\ф «Господин Лазар»

Часто школу изображают чуть ли не тоталитарным заведением. На самом деле это институт, который вынужден сталкиваться с требованиями и проблемами сразу со многих сторон; родители — только одна из них. У рядовой государственной школы обычно просто нет ресурсов, чтобы ответить на возрастающие запросы «сознательных» родителей. Можно ли ответить на эти запросы более адекватным образом?

Главное условие продуктивных отношений между школой и родителями — это безопасность, предсказуемость и взаимное понимание. Кто за что отвечает? Какие роли занимают участники диалога? Какой результат после одиннадцати лет обучения можно считать успешным? 

Мнения по этим вопросам могут быть самыми разными — важно, чтобы они были высказаны и услышаны. Тогда между родителями и школой установится полноценное сотрудничество, а не только упрёки и обвинения, которые не ведут ни к каким улучшениям.

21 августа 2017, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/shkola-i-roditeli-nayti-put-k-dialogu

Бойцы невидимого фронта, или почему родители в школе ушли в глубокое подполье

Дети работающих родителей после школы

Ольга Васильева сказала: родители считают, что школа им что-то должна. Сами родители подмечают другое: как только ребёнок переступает порог школы, оказывается, это ты всем должен. Диалог построить не получается, а доверие рушится. Почему отношение школы и родителей всё больше напоминает противостояние и можно ли это изменить — рассказывает Елена Варламова.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Игры в шпионов вместо диалога

Когда вашему ребёнку исполняется семь, вы больше чем на десятилетие отдаёте его в госучреждение, именуемое школой.

Теперь формированием личности человека, его взглядов и даже политических предпочтений будете заниматься не только вы, но и какие-то совсем не знакомые вам люди, которых вы впервые увидите лишь незадолго до начала обучения.

В идеале родители хотели бы сотрудничать со школой в диалоге, но чаще получается что-то вроде игры в шпионов.

Родители стараются собрать побольше информации о школе. Шерстят отзывы в интернетах и допрашивают коллег по детской площадке.

А школа следит, чтоб ни одна соринка не была вынесена из избы, чтобы лазутчики-родители, не дай бог, не узнали что-нибудь лишнее и не сунули бы нос, куда не надо. Даже в дни открытых дверей школы не спешат показать свой внутренний мир.

Большинство кабинетов остаются заперты, а родители под бдительным взглядом охраны препровождаются в актовый зал, послушать заранее подготовленные речи учителей и заученные песни и танцы учеников.

После поступления ребёнка в школу его родители также остаются «не вхожи» в неё, как и раньше. Порой кажется, что это на них школа ощетинилась турникетами.

Потому что захват может случиться в одном случае на миллион, а родителям первоклашек приходится обращаться в школу чуть ли не каждый день.

И если школе что-то от тебя нужно: купить, принести или отремонтировать, то двери без проблем открываются, а вот если что-то необходимо тебе — уже сложнее.

Чем больше школа закрывается от родителей, тем более ухищрёнными становятся их методы проникновения туда

Нельзя войти, нельзя узнать, как учитель общается с учениками? Нельзя побывать на уроках и понять, какой уровень знаний и у детей, и у педагога? Тогда родители проникают в школу тайно, не этично и не совсем законно.

Они «сидят» в смарт-часах и мобильных телефонах своих детей. Они знают всё, что происходит на уроке. И иногда лучше бы не знали. Потому что многое из того, что услышано, достойно того, чтобы забрать ребёнка из школы.

И если родители пока молчат, то только потому, что точно знают — в другой школе всё то же самое.

«Сколько? И во сколько?» — единственно возможные вопросы

Пока ребёнок учится в школе, у родителей возникает масса вопросов и предложений. Что-то можно было бы улучшить, что-то немного изменить. Нет, они не вмешиваются в учебный процесс. Не хотят менять ФГОС или учебники (хотя стиль изложения некоторых учебников может вывести из себя).

Но как минимум родителей интересуют безопасность и комфорт детей в школе. Беспокоит качество питания в школьной столовой. Интересует, как общается учитель с детьми. У родителей бывают организационные вопросы и пожелания. И в идеале они бы хотели иметь возможность обсудить их не только с классным руководителем, но и с завучем, и с директором.

Но всё, что могут попробовать самые смелые из родителей, это мягко и очень любезно (а иногда и заискивая) пообщаться с руководством школы. Чтобы, не дай бог, не дать ему (а еще хуже — ей!) повод обидеться или подумать, что вы чем-то недовольны.

Впрочем, как бы любезны и осторожны вы ни были, как бы сильно ни улыбались директору школы или завучу, всё равно вас занесут в чёрный список, потому что вы — «мамочка, которая задаёт вопросы». Не возмущается, не высказывает претензии. А просто «задаёт вопросы». Этих страшных слов в школе боятся почти так же, как буквосочетания «ЧэПэ».

А на все ваши вопросы руководство школы приведёт сто тысяч аргументов, почему всё то, о чём вы говорите, выполнить ну никак не возможно. Нет денег, нет помещений, не велит СанПин — лишь бы ничего не менять.

«Сколько?» и «Во сколько?» — вот вопросы, которые я слышала когда-либо от родителей», — сказал один московский учитель. И к другим вопросам школа всё ещё не готова.

Карманный управляющий совет (и что это такое)

Формально у родителей сейчас есть возможность открытого диалога с администрацией школы. В каждом учебном заведении есть управляющий совет, в состав которого входят и родители, и сами ученики. Но если мы остановим наугад какого-то родителя, то он, скорее всего, понятия не имеет, что это за совет и чем он управляет. Ни на одном родительском собрании учителя о нём не рассказывают.

А между тем управляющий совет, по его уставу, утверждает учебную программу, выбирает учебники, а ещё контролирует финансово-хозяйственную деятельность школы.

На деле Совет оказывается марионеточным органом при администрации школы, который расставляет подписи «за» под директивами администрации и указаниями, спущенными из департамента рбразования. Например, в 2013 году управляющие советы чуть ли не всех московских школ поддержали возвращение школьной формы.

Родителям, если почитать обсуждение на форумах, это решение преподнесли на общих собраниях как указание Департамента образования, а по документам — это сами родители так «проали».

По-настоящему активные родители не хотят идти в управляющие советы, где царит подозрительное единодушие по всем вопросам. Потому что «подмахивать» всё, что скажут, — противно, а говорить что-то поперёк — страшно. Не за себя — за своего ребёнка.

Только в некоторых московских школах председатель Управляющего совета — какой-нибудь активный родитель.

Обычно это чиновник, не имеющий прямого отношения к школе: допустим, глава управы района, где расположена школа, или префект округа, или депутат. А ещё школы любят приглашать управлять своими советами актёров, музыкантов.

И вполне возможно, что все они прекрасные люди, но сомнительно, что у них есть время вникать во все проблемы школы и тем более решать их.

Среди глав управляющих советов московских школ: бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, ведущие Первого канала Виталий Елисеев и Сергей Бабаев, дрессировщик Аскольд Запашный (от родителей) и даже зампред Правительства России Аркадий Дворкович (от выпускников).

На сайтах школ есть электронные адреса и контактные телефоны председателей управляющих советов, а ещё дни и часы приёма.

Но вот почему-то слабо верится, что если от родителей придёт сигнал: «В начальной школе откололась плитка на полу, первоклашки спотыкаются и разбивают себе носы, а для занятий на лыжах забыли сдвоить уроки, и дети успевают только надеть и снять снаряжение» — эти люди всё бросят и побегут решать насущные для родителей и детей вопросы.

То же самое касается финансов. Теоретически родители могут узнать, на что школа расходует деньги. Но на практике раздел «финансово-хозяйственная деятельность» официальных сайтов выдаёт только общие цифры дебета/кредита.

Скупая строка: «Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего — ХХХ млн. руб.

/год» не ответит на родительский вопрос: «Почему из этих денег нельзя было потратить пять тысяч в месяц на туалетную бумагу и мыло для всей школы?» или «Почему нельзя отремонтировать детскую площадку для продлёнки?».

Фактически всё, что оставлено на обсуждение родителям из школьных дел: это выбор подарков учителю и детям на Новый год и Восьмое марта.

И даже какого Деда мороза позвать первоклашкам или где нанять фотографа — «подскажет» администрация школы. И стоимость их услуг озвучит.

А если родители вдруг предложат свой вариант, то администрация сразу вспомнит, что посторонним лицам на территории школы находиться запрещено.

Переговорщики и заложники

Чаще всего, не найдя взаимопонимания с руководством школы, родители становятся «бойцами невидимого фронта». Они пытаются исправить нарушения, информируя о них вышестоящие инстанции.

Впрочем, Департамент образования не будет высылать комиссию проверять нарушения (кроме совсем уж серьёзных), а просто спустит письмо обратно в вашу же школу.

И тогда не избежать конфликта ни с директором, ни с классным руководителем. И всё может отразиться на ребёнке.

Конфликты родителей и администрации не должны отражаться на детях? Да, конечно. Если перед вами настоящие педагоги. А если перед вами просто люди сложной судьбы, которых эта самая судьба занесла в школу, можно ждать даже буллинга.

Родители просто боятся и даже не пытаются что-то выяснить у администрации школы, чтобы не выдать себя и не подставить ребёнка. Сразу пишут жалобы в департамент — с фейкового адреса и под абстрактным ФИО.

Только такая схема позволяет хоть что-то изменить.

Ваши дети переодеваются на физкультуру в классе, а занимаются ею в коридоре? Все рекреации в школе переоборудованы в кабинеты и детям негде бегать на переменках? Продлёнка не выходит гулять? Закрыт один или несколько туалетов? Это нарушение СанПиН. Детям задают домашнее задание и ставят оценки в первом классе? Учеников в обязательном порядке отправляют на платную экскурсию или спектакль? Да ещё и в учебное время, а отказавшимся зачтут прогул? Это нарушение закона «Об образовании».

Беда в том, что и основная масса родителей ничего не знает о законах и нормативных документах, которые регулируют работу школы, поэтому защитить ни свой карман, ни права своего ребёнка чаще всего не в состоянии.

Большинство родителей молчат или тихо ворчат по чатикам и родительским форумам. Потому что никто не враг своему ребёнку

Сейчас родитель в школе — самое бесправное и униженное существо. Он и подсобный рабочий, и уборщица, и просто дойная корова.

Если по диагонали почитать любой из родительских форумов, то звучит одна фраза, которая почти дословно повторяется из текста в текст: «Я бы разобралась с этим (нарушением), я бы им сказала, но что я могу, ведь мой ребёнок у них в заложниках!».

Заложники… какое страшное слово. При его упоминании сразу вспоминается Беслан. На каком же уровне находятся отношения родителей со школой, что они представляют своих детей её заложниками?! И о каком диалоге можно говорить, если основной движущий родителями мотив — это страх за ребёнка.

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_v_shkole/134685-parents_school

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.