Двигательная активность ребенка до года

Двигательная активность детей. Как стимулировать развитие – Безопасное детство

Двигательная активность ребенка до года

Ты читала о том, что важно обеспечить двигательную активность детей с рождения. Но что делать на практике? Мы расскажем, как стимулировать развитие ребенка.

Каждый младенец рождается с неповторимым темпераментом. Одни детишки спокойнее, они дольше спят, не кап-ризничают и доставляют мало хлопот. Другие — неугомонные, порой сложно понять, чего они хотят. Их трудно уложить, накормить, одеть…

Пройдет какое-то время, прежде чем ты изучишь характер своего ребенка. А пока больше доверяй собственным ощущениям. Ни один специалист не выяснит лучше мамы, что нужно младенцу. Чтобы суметь ориентироваться в задатках карапуза, начинай раньше с ним заниматься. Двигательная активность пойдет на пользу спокойному крохе, а маленькому капризульке тем более. Важно стимулировать развитие ребенка.

Ориентир — рефлексы

  • Некоторые врожденные рефлексы угасают уже к месяцу. Иные держатся до года или дольше. У всех детей они выражены по-разному, но присутствуют в том или ином виде обязательно. Итак, посмотрим, какие рефлексы могут помочь развивать двигательную активность младенцев.
  • Защитный рефлекс действует с первых минут жизни. Если положить малыша на живот, он повернет голову, чтобы не было преграды дыханию. Чаще выкладывая крохотулю в такое положение, ты не только поможешь ему тренировать мышцы шеи и быстрее научиться держать голову, но и уменьшишь вероятность проблем с животиком. Не делай этого сразу после кормления, вначале подержи младенца вертикально, чтобы он срыгнул. Минут через 20 начинай занятия. Первые разы могут не особо обрадовать карапуза: он станет кряхтеть или даже плакать. Приучай постепенно, начиная с одной минутки. С каждым днем увеличивай время, попробуй уложить малютку спать в положении на животике.
  • Рефлекс опоры и хождения пропадает уже к месяцу. Но если до этого возраста попробовать опустить карапуза вертикально, чтобы его ножки коснулись твердой поверхности, он станет делать движения, подобные шагам. Конечно, голову при этом нужно придерживать, да и ножки должны едва касаться пола или дивана.
  • Пробуем ползать! Положив ребенка на животик и подставив ладонь под согнутую ножку, ты увидишь, как он станет отталкиваться от руки. Такие «ползания» тоже обусловлены рефлексом. После того как малыш научится держать голову, во время этого упражнения клади перед ним яркую игрушку. Пусть пытается дотянуться до нее!
  • Хватательный рефлекс также используется для развития младенца. Вложи в его ручки свои пальцы. Когда он за них ухватится, медленно потяни руки вверх. Таким способом можно даже поднять кроху на несколько сантиметров.

Зарядка для грудничка

Детки быстро привыкают к активному образу жизни. Со временем карапуз определится с любимыми занятиями. Он будет хохотать при одних манипуляциях и отказываться от других. А пока занимайся всем по чуть-чуть.

Акробатические трюки обычно легче даются папам. Малыша можно поднять, слегка покружить, удерживая за ручки. За ножки не следует поднимать до первого осмотра у ортопеда, так как иногда у младенцев встречается дисплазия тазобедренного сустава. В таком случае есть риск навредить.

  • Наклоны из стороны в сторону — это одно из эффективных упражнений при коликах. Просто прислони малютку спиной к себе и слегка наклоняй его влево-вправо, затем плавно вперед.
  • Фитбол поможет разнообразить упражнения! Кататься на мячике обожают карапузы от 2 месяцев и старше. Но осваивать простые приемы можешь сразу, как вернешься из роддома. Клади ребенка на фитбол попеременно то животиком, то спинкой, чуть-чуть покачивай мяч, придерживая маленького. Не забудь о музыкальном сопровождении. Ритмичные мелодии превратят зарядку в веселые танцы!
  • Спят детишки очень много, поэтому им необходимо движение даже во сне. Младенцы не будят себя ручками и ножками, а учатся ими управлять. Тугое пеленание мешает крохе расходовать энергию, следовательно, он станет хуже спать и чаще просыпаться. Кроме того, пеленка не даст ему изучать мир на ощупь.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ Комплекс упражнений для мамы с ребенком. Зарядка для двоих

Суперспособности

В период развития до шести лет дети открыты для усвоения огромного количества информации. Чем богаче и разнообразнее она будет, тем выше впоследствии успехи ребенка.

Основные пути познания для малыша — через телесный контакт, вкус, звуки и движения. А новые впечатления напрямую связаны с развитием интеллекта. Так что упражнения, массажи и музыка нужны как для хорошего функционирования организма, так и для умственного развития.

Многие увлеченные родители задаются целью научить карапуза иностранному языку еще до того, как он начнет говорить. Нужно признать, что подобные эксперименты имеют успех! Конечно, для этого неплохо знать язык самой. Чем не повод заняться его изучением дома? Есть множество онлайн-курсов.

Практиковаться будешь вслух, а кроха естественным образом запомнит новые слова. Только обойдись без уроков, требующих усидчивости. Для ребенка они сложны и скучны.

Сидеть на месте больше пяти минут даже для трехлетки утомительно! Удивительно, но больше информации малыш получает и запоминает, если активно двигается.

Методики раннего развития предлагают интересные способы обучения счету и чтению. Возможно, ты заинтересуешься одной из них… Ученые доказали, что наиболее интенсивное развитие мозга происходит до 3 лет.

Но не забывай о развитии тела. Малышу крайне необходимо движение. Так что выбирай для него младенческие плавание, гимнастику, йогу. Ну а интеллектуальные занятия всегда разбавляй физической активностью.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ Фитбол для младенца. 5 упражнений

Источник: http://cbd.by/pervyj-god/dvigatelnaya-aktivnost-detej-kak-stimulirovat-razvitie/

Первый месяц жизни ребенка. Физическое развитие. Двигательная активность

Двигательная активность ребенка до года

Казалось бы, только вчера вы сказали первое «Здравствуй!» своему новорожденному крохе. Во внезапно наступившей тишине родильного зала вы услышали его первый крик, поймали на себе пристальный взгляд самых любимых в мире глазенок.

В первый раз вы приложили к груди свое милое дитя, подарили ему первую материнскую ласку. Первое знакомство, запечатление, чудо познания.

Конечно же, потом было и первое кормление, и первая смена подгузника, и первая бессонная ночь…

В роддоме всегда можно было спросить у медперсонала, что нужно делать да как, чтобы маленький чувствовал себя комфортно. Но вот и долгожданное прибытие в родные пенаты. Пора, когда родители принимают все заботы о малыше на себя.

И не удивительно, что привезя своего карапузика домой, многие мамы теряются, не зная, что же делать дальше? Как правильно ухаживать за крохой? Великое множество вопросов возникает у них именно вначале пути, который зовется материнством.

  • Как часто кормить малыша?
  • Когда менять ему подгузник?
  • Хорошо ли он набирает вес?
  • А не много он плачет (спит, ест и др.)?
  • Почему кроха икает?
  • Как правильно его купать?
  • Много ли нужно гулять с ребенком?
  • И т.д., и т.п. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Что же нужно знать родителям об их детке в этот первый месяц после его рождения? Первый месяц… Время, когда организм маленького человечка приспосабливается к существованию в новой для него среде. Период, когда новоиспеченные мама и папа учатся понимать свое дитя, угадывать и удовлетворять все его потребности.

Пробы и ошибки, бессонные ночи и напряженные дни ждут родителей впереди. Вот потому-то первый месяц и считается самым трудным и для ребенка, и для его родных. Какой же он – малыш, которому вот-вот исполнится один месяц? Что такого важного произошло с ним за эти тридцать дней?

Физическое развитие

Первый месяц жизни ребенка — это период новорожденности или неонатальный период. Он очень важен для формирования полноценного организма маленького человечка. От того, как дитя приспособиться к жизни, зависит его здоровье в будущем.

Поэтому первая забота мамы – следить за тем, чтобы ребенок всегда получал необходимое для его роста и развития количество питательных веществ. А это возможно при правильной организации питания малыша (нужно, чтобы он кушал вовремя, и в достаточном количестве). Тогда и вес ваш карапуз будет набирать хорошо.

А это один из первых показателей, по которым, обычно, судят, правильно ли развивается ребенок.

В течение первого месяца вес малыша должен увеличиться примерно на 600 г. Но, дорогие мамочки, пожалуйста, не воспринимайте эту цифру уж очень буквально. Ведь даже такой маленький человечек, как ваш, уже индивидуальность. Если он не набрал положенных граммов, совсем не обязательно закармливать его.

И, наоборот, на диете ребеночка, который поправился в первый месяц чуть больше положенной нормы, держать, тоже, не нужно. Главное, чтобы маленький чувствовал себя хорошо, высасывал, сколько нужно, маминого молока или смеси, и не проявлял никаких признаков заболевания.

Если же вы в чем-то сомневаетесь, лучше перестрахуйтесь и обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Поверьте, с новорожденными это лишним никогда не бывает.

Помимо веса, другие показатели физического развития ребенка, безусловно, тоже меняются. Вырастает малыш, обычно, на 3 см. Объем его головки увеличивается, в среднем, на 1,3 – 1,5 см. Объем груди – на ту же величину. Но не только в физическом плане меняется ваш карапуз на протяжении первого месяца после своего рождения.

Двигательная активность 

У новорожденного движения не координированные. Вы, должно быть, заметили, что ручки у вашего ребенка согнуты в локтевом суставе, а кулачки – сжаты. Ножки он тоже постоянно сгибает в коленях. Это – вполне нормально. Повышенный тонус мышц называется физиологическим гипертонусом. Он наблюдается у младенцев до 3-4 месяцев, потом проходит.

Однако вам следует очень внимательно следить за двигательной активностью своего ребенка. Она способна многое поведать о его физическом состоянии. Ведь движения, наряду с криком младенца – это единственные, на данном этапе развития, способы общения крохи с окружающими.

Доказано, что:

  • если малыш сгибает пальчики ног или отводит большие пальцы на ручках, то он ощущает боль;
  • при вздутии живота ребенок чрезмерно перебирает ножками;
  • а если у него болит ушко, детка вертит головой.

Научитесь «читать» этот «язык движений», и, поверьте, вы значительно облегчите жизнь и себе, и своему малышу.

Вы спросите: «А слышит ли меня мой маленький?» — или: «Почему мне в роддоме запретили пользоваться духами?» — или…

Хотите получить ответы на самые часто задаваемые вопросы, касающиеся ухода за ребенком в первый месяц после его рождения? Чтобы все знать и все уметь, чтобы всегда быть в состоянии справиться с то и дело возникающими в первый месяц после рождения малыша непредвиденными ситуациями, читайте статьи из серии “Первый месяц жизни ребенка”. Информация о физиологических особенностях развития новорожденных, о правилах кормления и личной гигиены, почерпнутая из них, поможет вам стать самыми лучшими родителями для вашего любимого малыша.

Фотографии взяты из ru.123rf.com

Источник: http://www.detsko.com/stati/mamam/pervyi-mesjac-zhizni-rebenka-fizicheskoe-razvitie-dvigatelnaja-aktivnost.html

Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка

Двигательная активность ребенка до года
4477 (22 за неделю) / 20.03.16 10:00 /

Двигательная активность (ДА) человека представляет собой целенаправленный акт движения, который он осуществляет обдуманно или бессознательно для решения какой-либо задачи.

Она необходима для полноценного существования человека и поддержания его естественных биологических потребностей.

Подробнее о двигательной активности детей, ее значимости и последствиях недостатка мы поговорим в данном материале.

Подробно о понятии двигательной активности и ее значении для ребенка

Понятие «двигательная активность» в себя включает огромное количество движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности. Недаром говорят, что движение – это жизнь. Пока человек может полноценно двигаться, он может полноценно существовать и, более того, заниматься творческой деятельностью.

Если движения ограничиваются или нарушаются, это сказывается негативно на всех системах жизнедеятельности. Особенно важна ДА для детского, еще растущего, организма. Ребенку требуется большое количество движений не только для развития костного скелета, но и для возможности выплеска эмоций и внутренней энергии.

А энергии у здорового и полноценно развивающегося ребенка очень много.

Если маленькие дети часто остаются неподвижными, то они быстро утомляются и легко заболевают инфекционными заболеваниями.

Острый недостаток ДА может привести и к задержке роста, умственного развития ребенка.

Недаром еще с советских времен физическая культура и спорт являлись эффективными и необходимыми средствами укрепления здоровья, его сохранения, а также профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

Значение двигательной активности в младенческом возрасте

Развитие ребенка в первый год жизни идет настолько быстрыми темпами, что этот факт просто поражает воображение. Никогда человек больше не будет так быстро расти и развиваться, как в первые двенадцать месяцев после своего рождения.

Моторика младенцев очень сложно организована.

И если в первые месяцы жизни его движения подчинены рефлексам, то к концу года он уже научится не только уверенно стоять на ногах, но передвигаться в пространстве, управлять осознанно своим телом и совершать сложные манипуляции руками для исследования окружающего мира.

Не стоит думать, что новорожденный младенец «бессмысленно» машет конечностями. Эти движения рук и ног играют большую роль в последующем становлении интеллектуальных и познавательных особенностей малыша.

Благодаря этим движениям он получает первичные знания об окружающем мире, а глаза начинают видеть «по-человечески».

Кроме того, активные движения входят в первичную форму мышления и обеспечивают развитие интеллектуальной деятельности.

Зрение и ДА постоянно «сотрудничают», что позволяет малышу учиться координации движений. До полугода ребенок еще плохо владеет своим телом, но он уже вовсю работает его сенсомоторная координация.

Видя какой-то предмет в пространстве, малыш 4-5 месяцев уже может спроектировать траекторию его передвижения, предвосхитить направление его перемещения.

В возрасте 6-7 месяцев он уже будет учиться хватать предметы целенаправленно, то есть не только то, что попадается под руку, а именно тот предмет, который он «захватил» взглядом и который привлек внимание. Ребенок уже будет понимать, что какие-то его движения рук или ног помогают достигать желаемых результатов.

Например, для того чтобы погремушка издала звук, ее нужно взять ручками и потрести.
Также благодаря зрению дети до года активно подражают движениям взрослых. Глаза становятся возможностью к обучению и основным источником познания для ребенка, а руки и ноги повторяют то, что было увидено.

К концу первого года жизни ребенок, помимо того, что научится ходить, ползать, хватать, поднимать и т.п., освоит еще одну интересную форму движения. Это указательный жест, который малыш показывает взрослому, чтобы тот включился в процесс и помог ему. Например, достал игрушку с верхней полки или поднял бы упавшую с пола ложку.

9 Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич …

Как развивать двигательную активность ребенка до года

Несмотря на то что природа сделала наше тело «умным» и умеющим развиваться самостоятельно, родителям обязательно нужно помогать ребенку в развитии его двигательной активности. Для этого нужно делать следующее:

  1. Прикасаться к малышу легкими движениями и всегда при этом говорить с ним. Новорожденные могут опасаться прикосновений, поэтому важно сопровождать их объяснениями мягким голосом.
  2. Проводить минимум раз в день легкую гимнастику рук и ног новорожденного.
  3. Через полчаса после кормления делать массаж и выкладывать малыша на животик, если это не противопоказано по здоровью.
  4. Не запрещать ребенку двигаться. Если малыш спит беспокойно, и вам приходится пеленать ему ручки, то во время бодрствования малыша нужно обязательно оставлять свободным и позволять ему учиться управлять своим телом.

Совет: не пеленайте малышей туго, как это делали полвека назад. Запомните, что без пеленания ножки не будут «расти кривыми», как говорили бабушки и прабабушки.

Если малыш беспокоен, то лучше замените пеленки на «кокон» для новорожденных.

Такая одежда позволит малышу активно двигать ручками и ножками, но при этом, он не будет неосознанно бить и царапать свое лицо и просыпаться от этих движений.

Двигательная активность дошкольников

В дошкольном возрасте ребенка закладывается фундамент его здоровья. Малыш не просто интенсивно растет, но и формируется его осанка, основные движения, определенные навыки и привычки, походка, вырабатываются черты характера, которые позволяют вести в будущем здоровый образ жизни.

Характер двигательного режима напрямую влияет на здоровье и иммунитет человека.

Насколько часто ваш ребенок будет болеть ОРЗ, ОРВИ, и как быстро он будет выздоравливать, зависит не столько от экологической обстановки вокруг и количества заболевших, сколько от ваших семейных традиций и пристрастии к физической культуре.

Существует два условных типа двигательной активности:

  • Регламентированная. То есть та, которая представляет собой условно суммарный объем направленно воздействующих на определенные участки тела движений, определенных физических упражнений и иных специально избираемых действий.
  • Нерегламентированная. Такая ДА включает в себя объем спонтанных физических действий, которые постоянно совершаются в процессе жизнедеятельности человека.

Самопроизвольная, то есть нерегламентированная двигательная активность является основным средством физ.воспитания детей раннего возраста. То есть малыши двигаются так, как хотят, удовлетворяя биологическую потребность организма.

Это нормально для такого возраста и вполне допустимо, ведь мы не привыкли заставлять совсем малышей заниматься физической культурой. Но наблюдения последних лет показывают, что такой подход взрослых является не совсем правильным.

Движения малышей чаще всего носят однообразный характер, и в них вовлекаются не все мышечные группы. Кроме того, некорректно выполняемые в таком возрасте двигательные акты могут носить неправильный характер и закрепляться в виде стереотипов.

Это может привести к функциональной асимметрии мышц, деформации опорно-двигательного аппарата и в самых сложных случаях к нарушению вегетативной системы.

Именно поэтому рекомендуется знать следующее: родители должны контролировать двигательную активность их ребенка, помогать и самостоятельно подбирать для него упражнения, которые будут возмещать нагрузку на слабо участвующие в работе мышцы.

Вплоть до 7 лет роль важность двигательной активности ребенка остается очень высокой по своему значению в развитии человека. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а именно ДА, как мы упомянули выше, по очень многим параметрам определяет этот процесс.

4 Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери к …

Родители запомните! Занятия физической культурой с выполнением упражнений на разные группы мышц для детей дошкольного возраста имеют большое значение и участвуют в формировании головного мозга.

Типы детей по двигательной активности

Дети любого возраста различаются по характеру, темпераменту и, соответственно, по типам двигательной активности. Чаще всего их выделяют три:

  • Средняя подвижность. Ровное, спокойное поведение, вполне равномерная подвижность на протяжении дня характерны для этого типа. Среднеподвижного ребенка можно определить по его уверенным движениям, которые имеют четкость и точную направленность. Считается, что в процессе физического воспитания такого ребенка вполне можно положиться на «саморегуляцию» и «природность» детского организма, эти качества у них проявляются ярко. Родителям важно создать комфортные условия для малыша, в которых он сможет полноценно расти. Это достаточное место для двигательной активности, место для игрушек и минимальный набор физкультурного оборудования.
  • Малая подвижность. Дети с малой подвижностью должны вызывать опасения у родителей, ведь часто их организм наиболее подвержен для заболеваний, иммунитет слабый, а болезни протекают долго и тяжело. Определить такого ребенка можно по его пассивности, общей вялости. Он быстро устает, не любит играть со сверстниками, робкий и неуверенный в себе, старается играть сам и подальше от активных детей. Низкая активность ребенка часто может быть спровоцирована неудовлетворительным климатом в семье или группе детского сада, однородностью предметной среды. Нередко причиной такого поведения являются и запреты взрослых. Поэтому запомните: малоподвижность у детей дошкольного возраста недопустима и не может быть нормой поведения!
  • Большая подвижность. Детей с большой подвижностью всегда «видно издалека». Их поведение иногда носит неуравновешенный характер, они не всегда могут управлять своими движениями, не успевают вникнуть в суть того, что сами делают. Чаще всего такие дети выбирают прыжки, бег и занятия, не требующие «замысловатости». Не стоит чрезмерно активных детей воспринимать как глупых или неуправляемых. Они отлично обучаются, могут прекрасно владеть своей речью и излагать мысли, но при этом в прямом смысле любят стоять на голове и двигаться в любых условиях и ситуациях. Таким детям очень важно давать возможность удовлетворить собственную потребность в движении. Ограничивать и «приучать» к спокойному поведению нельзя! Важно не запрещать двигаться, а направлять энергию активного ребенка в правильное русло. Нужно давать ему физические задачи (пробежать определенное количество кругов, забросить в корзину мяч несколько раз подряд, пройти не упав по мостику и т.п.) и мотивировать на их выполнение.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность школьников, особенно старших классов, часто бывает сниженной в сравнении с их активностью в период раннего детства. Школьнику не только приходится ограничивать свою естественную потребность в движении, но и в течение длительного времени поддерживать неудобную статическую позу, сидя во время уроков за партой.

Такого рода малоподвижное положение негативно отражается на многих системах организма ребенка, особенно на дыхательной и сердечно-сосудистой. Застой крови в конечностях приводит к снижению работоспособности всего организма, а в частности мозга.

Мышцы становятся слабыми, не могут нормально поддерживать тело, развивается сутулость, становится заметной плохая осанка, сердце является слабым и не натренированным.

1 Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект …

В рамках общеобразовательных учреждений вопрос об оптимизации двигательной активности детей решается за счет активного физического воспитания.

Учителя на уроках физкультуры должны уделять серьезное внимание этому вопросу, грамотно подбирать упражнения для нормализации двигательного режима, профилактики гипокинезии, нарушений осанки, укрепления каркаса мышц и т.п.

С таким же подходом к развитию своих детей должны подходить и родители, которые вместе с ними могут регулярно отдыхать на природе, заниматься спортом, каждое утро делать гимнастику, ходить в походы и т.п.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/optimalnaya-dvigatelnaya-aktivnost-zalog-garmonichnogo-razvitiya-rebenka

Двигательная активность новорожденного

Двигательная активность ребенка до года

Начало осмотра сопровождается не только криком ребенка, но и усилением двигательной активности. Это называется комплексом оживления, который является одним из проявлений активных форм эмоционального поведения у здорового новорожденного. Здоровый новорожденный имеет хорошую двигательную активность.

Активные движения у него спонтанные, избыточные и почти постоянные, некоординированные, нередко аттетозоподобные. Аттетоидный компонент движений особенно выражен у недоношенного ребенка. Он характеризуется гримасничаньем, высовыванием языка, отведением пальцев ног, особенно большого, пронацией кисти.

У новорожденного существует четкая корреляция двигательной активности в зависимости от температуры окружающей среды. На холодовое раздражение двигательная активность уменьшается.

При тепловом раздражении нарастают беспорядочные движения.

Для болевых раздражений характерна недифференцированная общая двигательная активность и местная реакция с движением в противоположном раздражению направлении.

Гиподинамия, или синдром гиповозбудимости, у новорожденного проявляется в снижении либо отсутствии комплекса оживления. Движения редкие, вялые, быстро истощаются. Двигательная активность не усиливается даже при резком звуковом,или болевом раздражителе.

В состоянии бодрствования ребенок остается пассивным и эмоционально вялым. Синдром гиповозбудимости может проявляться в достаточно устойчивой форме или возникать эпизодически.

Эпизодическое возникновение синдрома характерно для соматических заболеваний, сопровождающихся синдромом гипотрофии, заболеваний сер-дечно-сосудистой системы и др.

Наличие гиподинамии в первый месяц жизни позволяет предполагать диффузное угнетение двигательной сферы. Наиболее часто возникает у ребенка:

  • недоношенного;
  • перенесшего асфиксию, внутричерепную родовую травму;
  • с инфекционно-воспалительными заболеваниями;
  • с наследственными болезнями обмена веществ.

Тенденция к патологическим движениям, часто в сочетании с судорожной готовностью, характерна для синдрома повышенной возбудимости (гипервозбудимость), основными проявления которого являются:

  • повышенная рефлекторная возбудимость. Прикосновение к ребенку сопровождается резким пронзительным криком, вздрагиванием всем телом, миоклоническими подергиваниями и появлением спонтанных, хаотических движений конечностями.

Активный новорожденный

Синдром гипервозбудимости в нозологическом отношении мало специфичен. Он может наблюдаться у ребенка:

  • с перинатальной патологией;
  • синдромом повышения внутричерепного давления;
  • при некоторых наследственных болезнях обмена (лейциноз – болезнь кленового сиропа, болезнь Гирке – гликогеновая болезнь, тип I, и болезнь Помпе -гликогеновая болезнь, тип II).

Асимметрия движений заставляет исключать парезы и параличи.

Мышечный тонус (синдромы двигательных расстройств)

Синдром двигательных нарушений может проявляться как с рождения, так и с первых недель жизни. Визуально о характере мышечного тонуса можно судить по позе ребенка во время сна и бодрствания.

При оценке мышечного тонуса необходимо его правильно определять и адекватно трактовать. В норме до 1,5-2 месяцев тонус мышц в сгибателях конечностей физиологически преобладает над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах, и он симметричен. Это придает ребенку флексорную (сгибательную) позу.

Тонус мышц оценивается по степени сопротивляемости, которую мышцы ребенка оказывают при осуществлении пассивных движений в суставах конечностей. При повышенном тонусе эта сопротивляемость больше нормальной, при сниженном – почти совершенно отсутствует.

Однако отдифференцировать физиологическое повышение тонуса от патологического, особенно если он выражен нерезко, довольно затруднительно.

Мышечный тонус может быть оценен с помощью различных приемов.

Положение “свободного подвешивания”. В норме ребенок, находясь на ладони врача лицом вниз, удерживает голову на одной линии с туловищем, а руки и ноги – в положении полусгибания.

При умеренном снижении мышечного тонуса голова и ноги пассивно свисают, и только при выраженной гипотонии опускаются и руки (“симптом мокрого белья”, “симптом мокрой тряпочки”).

Мышечный гипертонус сохраняет сгибательное положение конечностей и разгибание (запрокидывание).

Мышечный тонус верхних конечностей определяется путем поднимания рук ребенка вверх, чтобы проверить, насколько он сопротивляется этому движению. Для оценки тонуса нижних конечностей необходимо развести ноги ребенка в стороны (угол между бедром и голенью должен составлять 90°).

В норме тонус мышц-сгибателей новорожденного повышен, то есть ноги и руки должны разгибаться с трудом.

Изменение мышечного тонуса проявляется мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией.

Диффузная гипотония с резким ограничением подвижности, особенно в проксимальных отделах конечностей, настораживает в отношении наследственных заболеваний нервно-мышечной системы и некоторых наследственных обменных нарушений.

Дети с синдромом пониженной возбудимости вяло сосут, часто срыгивают.

Вялые параличи. Потеря или снижение мышечного тонуса на ограниченных участках наблюдается при травматическом параличе периферических нервов, чаще всего плечевого сплетения, а также и при spina bifida (см.) с параплегией.

  • внутриутробных инфекциях с поражением центральной нервной системы;
  • после внутричерепной родовой травмы.

Если при динамическом наблюдении за доношенным ребенком участковый педиатр отмечает нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних очаговых симптомов, то это должно насторожить его в плане возможного развития детского церебрального паралича (ДЦП).

У новорожденных детей с внутриутробным поражением центральной нервной системы отмечается повышение тонуса в аддукторах (приводящих мышцах) бедер.

Это затрудняет их разведение и диктует необходимость проведения дифференциального диагноза между врожденным вывихом тазобедренного сустава или его дисплазией и спастическим напряжением мускулатуры, что требует консультации вначале невролога, а затем ортопеда.

Достаточно часто дети с гипертонусом склонны к судорожным припадкам (судорогам). У них возникают трудности при кормлении, так как нескоордино-рованы акты сосания и глотания (поперхивания). Отмечаются срыгивания и аэрофагия.

Всякая появившаяся и нарастающая вялость, отказ от еды, вялость сосания в сочетании с повышенной рефлекторной мышечной возбудимостью указывают на серьезное заболевание и требуют дифференциальной диагностики с использованием лабораторных и радиологических (УЗИ, рентген и др.) методов исследования и при необходимости -участия специалистов различного профиля. 

Источник: http://www.goagetaway.com/page/dvigatelnaja-aktivnost-novorozhdennogo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.