Физическое развитие ребенка в возрасте 3-6 месяцев

Физическое развитие маленького ребенка в течение первого полугода жизни

Физическое развитие ребенка в возрасте 3-6 месяцев

jpg» width=»500″ height=»350″ />Каждый любящий свое чадо родитель беспокоится о  том, все ли хорошо у его малыша? Правильно ли он развивается? Не имеет ли ребенок каких – то проблем? Для того, чтобы не испытывать лишних тревог и беспокойств, нужно внимательно наблюдать за малышом  в процессе его роста, на каждом этапе его развития. В первый  год жизни дети растут и обучаются с невероятной скоростью. И помощь в наблюдении за этим родителям может оказать справочник развития ребенка, который разработали специалисты.   В нем  по месяцам расписаны все навыки и умения, которыми должен овладевать ваш малыш к определенному возрасту.  И  если вы даете своему ребенку  все, что  ему необходимо  и обеспечиваете ему благополучное детство, то он  будет одинаково замечательно развиваться во всех направлениях:

  • физическом (темпы увеличения роста и веса),
  • когнитивном (способность к обучению и запоминанию),
  • социальном (становление реакции на окружающий мир и родных людей),
  • двигательном (совершенствование моторики и навыков),
  • развитии речи (обучение языку).

Физическое развитие ребенка до года зависит как от наследственных факторов, так и от влияния среды и социальных условий. Существует две группы причин, влияющие после рождения на рост, вес и другие параметры: эндогенные и экзогенные.

К эндогенным факторам относят эндокринные железы и то влияние, которое они оказывают на ребенка.  Изначально, в период новорожденности, важную роль играет вилочковая железа, со 2-го года жизни значение имеют тиреоидные гормоны  и, начиная с 3-4 лет, в дальнейшем свое влияние оказывает гипофиз. Генотип определяет уровень гормонов с данных органов и чувствительность тканей к их воздействию.

Росту способствуют: соматотропин  (гормон гипофиза), гормоны щитовидной железы, гормоны  поджелудочной железы.

От соматотропного фактора  зависит образование хрящевой ткани (причем он мало влияет на рост детей до 3 лет, большее значение имеет в период  от 3 до 11), а на развитие костной ткани влияют тиреоидные гормоны.  А инсулиноподобные факторы роста 1,2,3 способствуют реализации эффекта гормона роста.

К экзогенным факторам относят условия, в которых живет и растет ребенок.  И особенно выделяют среди них качественное питание, которым обеспечивается материал для пластического и энергетического обмена.  И если оно недостаточно по количественному и качественному составу, то темпы нарастания массы и длины тела не будут соответствовать возрастным критериям и нормам.

Также к экзогенным факторам физического развития относят ультрафиолетовое излучение, от которого зависят сезонные изменения роста и веса. Играют роль климатические условия и географическая зона обитания. Активность ребенка и подвижный образ жизни влияют на рост костей и обмен веществ.

Для диагностики физического развития детей до года используют  следующиепоказатели: изменение массы и длины тела, пропорций  тела (окружностей головы и груди), время  прорезывания молочных зубов   и двигательные навыки.

Длина тела

Изменение роста  является наиболее достоверным и статичным  показателем физического развития ребенка. Им определяется абсолютная длина тела и соответствующее увеличение его размеров, созревание органов и систем и становление функций.

  В течение своей жизни ребенок растет неравномерно, скачками. Наиболее интенсивно увеличение роста происходит в первый квартал  жизни ребенка, потом  процесс замедляется.   У доношенного новорожденного  длина тела  при рождении  находится  в пределах  48-52 см.

 В дальнейшем  прибавки  составляют:  в 1-й и 2-й  месяцы жизни — по 3 см, в 3-й и 4-й  месяцы  — по 2.5  см,  в 5-й  и 6-й месяцы —  по 2 см.  Таким образом,   к полугоду   средний рост  будет в пределах 63 – 67 см.

При гармоничном развитии ребенка возможно изменение  месячной прибавки в пределах 1 см, но после 6 месяцев  и далее колебание  не должно быть более 1 см.

Независимо от роста, да и от всех остальных критериев, вес  тела является самым нестабильным показателем, который может довольно быстро изменяться под влиянием различных причин (болезнь ребенка, нарушение аппетита, расстройство сна).

 Небольшой набор  массы тела может быть из-за неполноценного питания, плохого ухода (отсутствие прогулок на свежем воздухе), частых болезней малыша.

 При избыточной массе, которая чаще бывает от перекармливания, дети страдают от слабости иммунитета, более склонны к сердечно — сосудистым патологиям, диабету.

Наиболее интенсивно прибавка веса происходит  в первых 3 месяца жизни. У доношенного новорожденного масса составляет в среднем 3-3.5 кг.

При нормальном протекании периода адаптации у большинства детей к пятому   дню жизни происходит физиологическая потеря веса до 10% от веса при рождении, которая восстанавливается до нормы через несколько дней.

Максимальная прибавка массы тела отмечается в первых полгода (далее темпы ее снижаются) и составляет: в 1-й месяц жизни ребенка – 600 грамм, во 2-й – 800, в 3-й – 750, в 4-й – 700, в 5-й – 650, в 6-й – 600 гр. В среднем к 4.5 месяцам вес тела увеличивается в два раза.

Однако динамика прибавки может сильно варьировать  и зависеть от многих внешних факторов и особенностей ребенка.  Например,  дети, которые находятся на искусственном вскармливании, месяцем позже удваивают массу, чем те, кто вскармливается естественно.

Поэтому, в отличие от роста (который является более стабильным показателем и меняется не сразу под влиянием разных условий), вес ребенка показывает текущее состояние организма. Патологией не считается отклонение массы от долженствующей менее чем на 10%.

Двигательные умения  указывают на темпы моторного развития ребенка. При этом учитывают способность держать голову, уровень движений руками, динамические функции (перевороты, подтягивание, ползание и пр.).

  Ребенок возрастом 1 месяц имеет следующие двигательные навыки:

  • Хаотичные движения рук и ног;
  • Сосательный рефлекс проявляется спонтанно;
  • Руки и ноги ребенка  находятся в полусогнутом состоянии, руки сжаты в кулачки либо ладони раскрыты;
  • Мочеиспускание спонтанное после наполнения пузыря с частотой до 20 раз в сутки;
  • Стул часто, до 8 раз в сутки;
  • Длительность сна около 19 часов в сутки, в течение него ребенок просыпается примерно  8 раз.

 Физическое развитие в 2 месяца:

  • Малыш уже способен  поднять голову и удержать ее короткое время;
  • Движения глаз и головы становятся скоординированными;
  • Для мочеиспускания может  просыпаться.

Физическое развитие в 3 месяца:

  • Ребенок уже пытается подтягиваться на руках, делает попытки сесть, упирается в опору ногами, отталкивается от нее;
  • При поддержке под мышками  стоит и перебирает ногами;
  • Может длительное время удерживать голову;
  • Сидит с поддержкой на руках;
  • Переворачивается с живота на бок;
  • Получает удовольствие от купания;
  • Хватается за грудь руками во время кормления.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Уже способен переворачиваться с живота на спину и обратно;
  • Лежа на животе, приподнимается на руках;
  • Раскачивается, стоя на четвереньках;
  • Подтягивается за руку, лежа на спине;
  • Зажимает деснами грудь при кормлении;

Физическое развитие в 5 месяцев:

  • При поддержке под мышками способен стоять;
  • При поддержке за обе руки может сидеть;
  • У взрослого на руках «танцует»;
  • Начинает контролировать мочеиспускание;
  • Сам может держать в руках мелкие предметы и игрушки.

Физическое развитие в 6 месяцев:

  • Придерживаясь за опору, сам может становиться на колени,  потом на ноги;
  • Способен сидеть без поддержки в течение недолгого времени;
  • Уже может ползать и переползать через невысокие препятствия;
  • Может просить, чтобы его посадили на горшок;
  • Проявляется интерес к взрослой пище, способен ее жевать и проглатывать.

Сроки прорезывания молочных зубов

Закладка зубов происходит на 40 день эмбрионального развития. Ребенок рождается без них, и первые зубы появляются обычно в возрасте шести месяцев.

Вначале вырастают 2 передних нижних резца, затем к 8 месяцам прорезываются 2 передних верхних резца, к 10 месяцам -2 верхних средних  резца, к году- 2 таких же нижних резца. То есть к году у ребенка имеется 8 зубов.

Но, так как процесс  зависит от различных факторов, он может как замедляться, так и ускоряться по срокам. Иногда прорезывание зубов начинается уже в 3 месяца.

Пропорции тела

В оценке физического развития также имеют значения правильные пропорции тела, о которых судят, измеряя окружности головы и груди. У новорожденного ребенка размер груди меньше размера головы.

У доношенного в среднем  голова  около 36 см, при этом она не должна быть больше грудной клетки  на 2 см.

Прирост в  первых 3 месяца составляет 4 см, в следующих 3 месяца он будет  еще на 3 см, таким образом, образуя  к шести месяцам окружность в среднем 43 см.

Также в первых 6 месяцев идет активный рост грудной клетки. У доношенного ребенка ее размер составляет в среднем 33 см и ежемесячно окружность увеличивается на 2 см. Для того, чтобы оценить гармоничность развития, важно помнить о перекресте размеров головы и груди.

У здоровых детей он  происходит  в 3-4 месяца, и отсутствие до 5 — 7 месяцев должно вызвать тревогу. Более раннее выравнивание размеров головы и груди может говорить о начинающейся микроцефалии. В таком случае наблюдают за временем закрытия большого родничка, что обычно случается к году у 80% детей.

А у оставшихся 20 % родник затягивается к полутора годам.

Итак, для того, чтобы судить о развитии ребенка, нужно рассматривать совокупность признаков. Несмотря на то, что каждый из показателей имеет самостоятельное значение, он не может быть критерием развития, если его рассматривать единолично, без связи с другими факторами.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://pediatriya.info/fizicheskoe-razvitie-malenkogo-rebenka-v-techenie-pervogo-polugoda-zhizni/

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: психическое, физическое развитие, питание, режим дня

Физическое развитие ребенка в возрасте 3-6 месяцев

Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.

Шесть месяцев – довольно значимая дата в жизни младенца. Так много событий и новых впечатлений именно на этом рубеже. Первый прикорм, первый зубик. И первые слога, хоть они и не осознаны.

Преодолев первое полугодие, малыш постепенно становится личностью, индивидуальностью со своими чертами и особенностями.

Растёт и развивается младенец всё с такой же интенсивностью, характерной для первого года жизни.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

Родителям новорождённого будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь ребёнок в 2 месяца, какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит развитие ребёнка в 3 месяца, каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4 — 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5 — 6 месяцев.

Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и гипотрофией.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Основные правила:

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребёнка.
  2. Время приёма новой пищи – утро. Младенец в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи.

    Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.

  3. Малый объём. Начинаем с 3 — 5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды.

    За 5 — 7 дней доводим объём питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.

  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.
  6. Многокомпонентные каши, овощные и фруктовые пюре вводим после монокомпонентных, месяцев в 7 — 8.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, как научить ребёнка цветам, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Источник: https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-6-mesyatsev

Развитие ребенка до года

Физическое развитие ребенка в возрасте 3-6 месяцев

День за днем ребёнок растет, развивается, познает окружающий мир и это просто прекрасно. Говоря о развитии ребенка следует уделять внимание не только его физическому развитию, но не забывать о нервно-психическом (психомоторном) развитии.

Критерии оценки нервно-психического развития ребенка

  1. Моторика (движение) — это целенаправленная, манипуляционная деятельность ребенка от хаотичных движений новорожденного до координированных целенаправленных движений всех мышц к концу первого года жизни;
  2. Статика — это фиксация и удержание определенных частей тела и всего тела в необходимом положении.

    От удержания головы (на 2-3 месяце жизни) до ходьбы к концу первого года жизни;

  3. Условно-рефлекторная деятельность — адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Сюда же относиться и развитие речи у ребенка. Рефлекторная деятельность появляется у малыша с самого его рождения.

    С начало, это безусловные (врожденные) рефлексы, которые со временем угасают. И на смену им приходит условно-рефлекторная деятельность. Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе жизни, когда он начинает аукать. Далее появляется гуление — произношение первых звуков.

    В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, еще не понимая их смысла — это лепет. К концу первого года жизни в лексиконе ребенка насчитывается 5-10 простых слов, смысл которых он понимает (дай, на, мама и др.). Среди них есть звукоподражатели — ам-ам — кушать, тик-так -часы, ав- собачка и др.

    В 2 года запас слов доходит до 300 слов, появляются предложения. Все слова ребенок может говорить в 5-6 лет;

  4. Высшая нервная деятельность — этот критерий развивается на основании созревания нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка.

    Высшая нервная деятельность является признаком становления умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно делать в 5-6 лет.

Следует помнить, что развитие ребенка — это индивидуальный процесс.

Диапазон появления умений ребенка колеблется в значительных пределах. Некоторые дети развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Так что нет ничего страшного если тот или иной навык появится на 1-2 месяца раньше или позже указанных сроков.

Подробнее о развитии новорожденного, развитии ребенка в 1-2 месяца, в 3, 4-5, в 6, 7-8, 9-10, и в 11-12 месяцев.

Источник: http://neonatus.info/razvitie-rebenka-do-goda.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.