Как воспитать ребенка лидером

Содержание

Как воспитать лидера в ребенке мальчике: видео

Как воспитать ребенка лидером

Мир предъявляет к сегодняшним детям достаточно жесткие требования – система образования, воспитания установила высокую планку психического, умственного, физического развития для детсадовцев, школьников.

Окружение ребенка изобилует талантливыми, одаренными сверстниками. Возможности роста, расширения кругозора, получения нового опыта растут с каждым годом.

Кажется, «середнячки» в современном мире будут совершенно неприспособленными к жизни, неконкурентоспособными, потерянными, не обретут признание, успех, самоуважение и веру в себя.

  • Родители все чаще задаются вопросом: как можно воспитать лидера в ребенке — мальчике особенно?
  • Действительно ли лидерские качества можно привить, развить, воспитать даже в самых робких детях?
  • Что для этого нужно делать?

Лидер – какой он?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей.

Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя.

Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать.

Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие.

Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях.

Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано».

Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно.

Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается.

Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей.

Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей.

Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем.

Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась.

Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию.

Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!».

Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия.

Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся.

Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.

  • «Адаптация». Командная психологическая игра для группы из 15-20 детей. Ребята встают в круг, каждый представляет своего левого соседа. Детки, проявившие наибольшее красноречие и эмоциональность, получают красные жетоны, остальные – желтые, таким образом формируются две команды, причем красная команда – меньшая по составу. Каждый лидер набирает себе мини-группу и дает своим подопечным задание: нарисовать картинку. Затем группы меняются картинками и придумывают смешные подписи для изображений. После этого мини-группы придумывают задачи для соседей. В заключение ведущий игры дает еще одно задание, одно для всех групп. 
  • «Марсиане». Команде детей предлагается организовать экспедицию на Марс: собрать экипаж звездолета, выбрать капитана, его помощников, штурманов. По прилету на Марс членам экипажа нужно поселиться в марсианском отеле, где есть несколько двух и трехместных номеров и один одноместный. Ребенок, который заселится в одноместный номер, окажется лидером либо, наоборот, изгоем.
  • «Семейное фото». Ребята выбирают «фотографа» и назначают друг другу роли разных членов семьи. Задача «фотографа» — создать семейную фотографию, разместив всех красиво в кадре.
  • «День рождения». Дети должны написать (или шепнуть на ухо ведущему) имена двух-трех друзей, которых они хотят позвать на свой праздник. Самые популярные детки назначаются «именинниками»: принимают гостей, развлекают их и угощают. Остальные дети должны сами решить, к кому из «именинников» они отправятся.

Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер?.

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем.

В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах.

Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Источник: https://pups.su/vospitanie/kak-vospitat-lidera.html

Маленький авторитет: как воспитать ребенка лидером? ⇒ Блог Ярослава Самойлова

Как воспитать ребенка лидером

Давай честно: никто не любит людей, которые жалуются, ноют и перекладывают вину на других. Даже деньги, счастье и успех. Они приходят к тем, кто верит в себя, знает, чего хочет и умеет достичь желаемого, умеет проявить силу и характер.

Разве не желают этого своим детям родители?

Лидер — это тот, кто управляет жизненными процессами. И самыми успешными становятся те, кто как раз берет на себя ответственность.

Ребенок-лидер — не тот, кто слушается и беспрекословно подчиняется родителям во всем. Эти категории не имеют отношения к лидерству, личность нельзя выдрессировать.

Беспрекословность и абсолютное послушание — качества «удобного» ребенка и, скорее всего, несчастного взрослого в будущем.

Это не обязательно отличник в школе и не чемпион в своей категории по дзюдо.

Это ребенок, с раннего возраста принимающий решения. Который не боится проявлять инициативу и нести за нее ответственность.

Он способен зажечь огонь в глазах своих сверстников и создавать условия для инициативы окружающих.

Чтобы вырастить лидера в ребенке, его нужно научить как минимум двум вещам: проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Но не только. Я собрал 5 главных и работающихрешений в воспитании ребенка уверенным и самостоятельным.

1. Поощряем интерес

Дети всегда в определенном возрасте начинают проявлять интерес к определенным процессам. Но только не всегда родители реагируют верно – это не бери, то опасно, это не трогай, все равно не получится. И вот тут вопрос к родителям.

Хотите знать, как воспитать лидера в ребенке почти наверняка? Не рубите на корню его инициативу, не ругайте, даже если он сделал что-то не так, он ведь сделал!

Чтобы развить в ребенке лидерские качества, обязательно нужно поддерживать его инициативу.

Она проявляется сначала в мелочах. Например, решил выгулять сам собаку, подмести полы, помыть посуду. Похвали его! За то, что он молодец, решил помочь.

И предложи сделать это, например, вместе. Раздели инициативу, чтобы собака ни с кем не сцепилась во время прогулки, а «полы» и «посуда» не затопили соседей.

Любые попытки проявления самостоятельности нужно поощрять. Это залог того, что в будущем ребенок не будет боятся быть ответственным.

Если результат не удался, полы с разводами, а собака потерялась без твоего участия — поддержали импульс — и только потом делаем выводы из результата, даем инструкции и подсказки.

Дети, за которых родители решают все, становятся безинициативными исполнителями среднего звена и живут по чужим жизненным сценариям.

Интересуйся его мнением, предлагай выбор, рассказывай о его последствиях и позволяй ребенку оценить их стратегически, до того как он примет решение.

2. Учим ответственности

Проявив инициативу, совершив какое-то действие/выбор/приняв решение, мы несем за него ответственность. Это необходимая составляющая. Ребенок-лидер что-то делает – затем наступает ответственность. То есть справляться с последствиями.

Принимать последствия своих решений тоже нужно уметь с детства, а они могут быть как позитивными, так и негативными.

Нужно объяснять, что можно пойти выгуливать собаку без поводка, но тогда она может убежать или потеряться. Можно купить сейчас мороженное, но тогда вечером на десерт уже его не получишь.

В любом возрасте у малыша может и должна быть своя маленькая, но зона ответственности.

Исправлять ошибки — тоже ответственность. Но делать это ребенок должен сам. Можно ему помочь, направить, рассказать, как он может в следующий раз поступить.

Например, помогать маме по хозяйству (лепить вареники вместе, развешивать или сортировать белье и т.д.), следить за чистотой в клетке попугая, кормить рыбку, поливать цветы.

Чем старше — тем ответственнее обязанность можно поручить.

3. Детский тайм-менеджмент

Умение распоряжаться собственным временем — то, чем идеально владеют все успешные люди.

Планирование и самодисциплина — навыки успешных людей, которые можно развивать с детстве. И начинается это с простых вещей: режим дня, сон и подъем, завтраки, обеды и ужины, физическая активность, запланированные занятия.

Это не значит, что ребенка нужно впихнуть во всевозможные кружки. Пусть делает то, что ему интересно, просто все в свое время и с удовольствием.

[vrez1]

Можете вместе с малышом с учетом его пожеланий составить распорядок дня. Но есть важный момент: родителям нужно жить по тем же правилам.

Их ребенок будет впитывать как губка, и если у родителя сегодня одно, а завтра другое, тут он обещает, а там не делает — дети вырастают в абсолютном диссонансе.

Начиная с 11-12 лет можно уже ставить цели и планировать их. Красивый органайзер и веселая канцелярия только мотивируют делать записи и планировать. В этом есть еще элемент творчества и игры.

Этот навык формирует также целеустремленность и настойчивость. Есть цель – будут и шаги, как ее достичь. Только не стоит делать за ребенка то, что у него не получается. Это медвежья услуга.

Только экологично преодолевая препятствия, ребенок узнает, что такое стойкость и сила духа. А это тоже качества лидера. Родители могут помогать, направлять, но справляться должен сам.

4. Физическая активность

Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно — но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.

Там ребенка больше «дрессируют», чем просто воспитывают, в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго — это уже совсем другая история о других детях и родителях.

Говорите с ребенком, наблюдайте за тем, к какой активности он проявляет интерес и предложите заниматься.

«Человечный» спорт,  какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:

  • настойчивость;
  • выносливость;
  • воля;
  • концентрация;
  • умение проходит все этапы от, например, «учим одно движение неделю» до «танцуем в удовольствие»;
  • возможность принимать победы и поражения как одинаково важный жизненный опыт и не опускать руки;
  • самодисциплина и терпение;
  • командность;
  • умение чувствовать свое тело, понимать его потребности.

Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют сбросить ненужное напряжение.

Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.

Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте — адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.

5. Показывай пример!

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», — это английская пословица. Все просто и понятно и я согласен.

Согласись, глупо рассказывать о вреде курения сыну, если на его глазах 16 лет курят папа, мама и тетя Света. Все, чему хочешь культивировать в себе — это закон.

Не последнюю роль играют семейные традиции, отношения личные и финансовые и распределение обязанностей между родителями.

Если отец — достойный сильный мужчина, сын будет ему подражать подсознательно.

Источник: https://yaroslav-samoylov.com/psihologija-otnoshenij/malenkij-avtoritet-kak-vospitat-rebenka-liderom.html

Как воспитать ребенка лидером: мой личный опыт

Как воспитать ребенка лидером

Кто из родителей сегодня не мечтает развить в ребенке лидерские качества? Наверное, только очень немногие. Ведь эти качества помогают добиться в жизни того, что дает счастье и успех.

И мы искренне полагаем, что лидером может стать каждый ― надо только узнать, как воспитать ребенка лидером, и применять в его воспитании некоторые методики.

Так ли это на самом деле?

Лидерство лидерству рознь?

Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители.

Но если родители не будут иметь четкого представления о том, что такое истинное лидерство, им не избежать путаницы в желаниях и результатах. Так, у одних вместо лидера вырастет капризное существо, которое привыкло всего добиваться истериками. А у других ― агрессивный подросток, нисколько не похожий на лидера, однако третирующий своим поведением семью и близких.

Где взять это четкое представление? Лично я получила его только после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. До этого меня, как и многих, раздирали противоречия, я делала выводы, исходя из личного опыта и наблюдений. Всматривалась в своего ребенка и думала: «Ну, кто же ты? На кого похож? Кем будешь, когда вырастешь? И как мне тебя воспитать лидером

Тогда я еще не знала, какой сюрприз преподнесла мне природа.

Кто такой лидер

Кого называют лидером? Того, кто руководит группой людей, кто пользуется в этой группе авторитетом. Того, кто умеет влиять на других.

В системно-векторной психологии лидер ― это представитель кожного вектора. Описание его слишком объемно, чтобы я могла перечислить все особенности его в одной статье, но некоторые нужно упомянуть обязательно.

Кожники обладают гибким телом и гибкой психикой. Во всем они предпочитают логику, они лаконичны и легки в общении. Человек с кожным вектором испытывает внутреннюю потребность в контроле, ограничении, запрете.

Он умеет и любит экономить, а также контролировать как себя, так и других. Кожник обладает высокими адаптивными способностями и быстро находит общий язык с другими людьми. Соревноваться, стремиться быть первым ― его природное желание, которое позволяет ему стать лидером.

Как и необходимость в финансовом успехе и благополучии.

Но это взрослые. А дети? Какие они? Какова будет характеристика ребенка лидера?

Во многом такие же, но со своими особенностями. Выше ― портрет развитого человека с кожным вектором, и прежде, чем стать таковым, ему необходимо пройти несколько этапов развития ― от рождения и до пубертата. И от того, насколько гладко они пройдут, будет зависеть очень многое ― вплоть до того, станет ли ваш малыш лидером, реализовав свой природный потенциал, или нет.

Здесь уже, наверное, подошло время рассказать о том, как из ребенка сделать лидера. Но я хочу привести в пример свой личный опыт, который, возможно, окажется вам полезным.

Как вырастить лидера

Когда я прошла тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сыну было около 3 лет. Уже на лекции по кожному вектору я стала узнавать во многих описаниях Юрия своего сына. Но в полной мере кожные качества проявились со временем ― когда ребенок попал в детский коллектив.

Я переживала, как же он адаптируется к детскому саду, ведь он всегда был любителем посидеть у мамы на ручках. Кстати, малыш с рождения любит тактильный контакт: успокаивается после поглаживаний, если сильно возбужден, просит перед сном почесать спинку. Все это ― тоже свидетельства наличия кожного вектора.

Так вот, проблем с адаптацией не возникло: ребенок быстро влился в коллектив, хотя до этого не имел никакого опыта общения с другими детьми. Наблюдая за ним со стороны, я поняла, что трудностей при сближении с незнакомым ребенком он совсем не испытывает: первым начинает диалог без предисловий и расшаркиваний, быстро подстраиваясь под интересы сверстника.

Это умение быстро подстраиваться, менять свое мнение или позицию в зависимости от ситуации ― яркая кожная черта сына, характеристика ребенка лидера.

Мама не хочет играть с ним в машинки? Хорошо, у нас есть еще паззлы, мягкие игрушки, альбомы для разукрашивания ― пусть мама выберет, что ей нравится.

Бабушка запрещает смотреть мультики? Ладно, не проблема, пусть тогда бабушка почитает что-нибудь вслух.

Ребенок не запоминает и не копит никаких обид. Еще до тренинга я волновалась: а вдруг он будет таким же обидчивым, как я в детстве? И искренне удивлялась тому, что малыш вовсе не обижается, если мама ему что-то запрещает.

Я, помню, еще довольно долго ожидала, что он мне припомнит все свои обиды, но теперь только улыбаюсь этим воспоминаниям: я судила ребенка через себя, не понимая, что у него нет от природы такого «механизма», потребности и умения обижаться.

Для сына очень важно делать все быстро. Но не просто быстро, а быстрее всех. Кто первым съел в саду свой обед? Конечно, мой ребенок. Кто первым нарисовал домик по заданию воспитательницы? Естественно, он. Кто первым поднялся по ступенькам до двери квартиры после прогулки? Он.

Если бы я благодаря тренингу не понимала, почему сыну так принципиально важно все делать первым, я бы точно попыталась его перевоспитать. Как бы это ни звучало, но я честно себе в этом признаюсь: я бы постаралась переделать его, изменить его природу. Почему? Не со зла, конечно. А потому, что сама я все люблю делать по очереди, по порядку, и уж точно не на бегу.

Раньше я бы возмутилась: «Кто же так быстро ест? А зачем быстрее всех рисовать?! Ведь в рисовании важна не скорость, а качественный итоговый результат! Зачем носиться по подъезду, соседей пугать?» Сейчас я улыбаюсь, глядя на то, как мой ребенок постепенно развивается в своем стремлении быть первым, в своем желании стать лидером, успешным и реализованным.

Помогаю ли я ему в этом? Еще бы. Я пользуюсь знаниями, полученными на тренинге по системно-векторной психологии (а когда что-то забуду, прохожу его снова, тем более что по кожному вектору лекция бесплатна). И затем, зная, как вырастить лидера из своего малыша, применяю эти знания на практике.

Мои методы воспитания

Что я делаю?

Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).

Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану.

Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный).

Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».

Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера.

Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре.

Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.

В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме.

Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует.

Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.

Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера.

Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.

В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.

Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.

В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.

Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия.

Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере.

Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.

Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/kak-vospitat-rebenka-liderom-moj-lichnyj-opyt/

» Как воспитать будущего лидера?

Как воспитать ребенка лидером

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, коммуникабельность – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так.

Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке.

Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка.  А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

«Лидер – это вовсе не тот, кто добивается успеха наглостью, силой и угрозой. Лидер – это человек, умеющий ставить цели и быть настойчивым в их достижении, коммуникабельный и уверенный в себе человек, способный вести за собой коллектив».

Какой он, лидер?

Давайте попробуем разобраться, по каким качествам ребёнка можно распознать в нём будущего лидера:

  • Ребёнок имеет какое-то захватывающее увлечение, хобби.
  • При неудаче малыш не очень-то огорчается и не бежит в слезах, а спокойно и упорно пытается преодолеть проблему, делая выводы и приобретая необходимый опыт.
  • Ребёнка интересуют семейные дела.
  • Он умеет находить интерес и пользу в том, в чём другим бы и в голову не пришло.
  • Он коммуникабелен и дипломатичен, легко идёт на контакт.
  • Ребёнок не обидчив, не завистлив, дружелюбен.
  • Ребёнок-лидер не приказывает, а увлекает в игру сверстников, умело всё объясняет, не конфликтует.
  • Он всегда чем-то выделяется, притягивает к себе.
  • Имеет свой стиль мышления, склонен к планированию и просчитыванию разных вариантов (это можно уже заметить в 3-4 года).
  • Ребёнок-лидер не ждёт, когда для него организуют игру: он может занять себя сам.
  • Маленькие лидеры наблюдательны. Они проявляют интерес к особенностям человеческих отношений и могут выступать в роли посредника при разрешении детских конфликтов.

Лидер-школьник — эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу.

Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он — законодатель моды и всех актуальных тенденций.

Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.

Лидерские качества

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как личность.

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы.

Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков.

Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель — особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их авторитет. Помогает фраза: «Когда будешь взрослым — будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют — тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политическийили гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

«Помочь стать настоящим лидером могут как родители, так и опытные педагоги».

Практические советы

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке — было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Источник: https://paidagogos.com/kak-vospitat-budushhego-lidera.html

Как воспитать в ребенке лидера?

Как воспитать ребенка лидером

Наверное, нет таких родителей, которые бы не думали о том, как поставить ребенка на ноги, как научить его делать выбор и достигать целей. На своем опыте я убедился, что воспитание в детях лидерства, помогает снять остроту со всех этих вопросов. Ведь именно лидерский подход комплексно решает многие задачи и помогает детям легче переступить порог самостоятельности.

Кто такой лидер?

Я понимаю лидера как человека, который четко видит цель, умеет ее ясно описать для других, может разбить на шаги путь ее достижения, может показать другим, что эти шаги реальны, и что вместе с ним они дойдут до результата. За таким человеком люди хотят идти.

Конечно, вам необязательно растить из своего ребенка лидера. Наоборот, этими знаниями следует пользоваться аккуратно. Возможно его предназначение совсем в другом, а став лидером, ему придется вести за собой людей, что тяжело. Поэтому есть смысл обратить внимание на риск, связанный с лидерством, например, несоответствие правилам экологичности.

Экологичность 

Становясь лидером, личность проходит разные стадии роста, одна из которых может сопровождаться желанием «пройтись по головам» или убеждениями «цель оправдывает средства», «прав только я, и если ты не со мной, то против меня».

Имейте в виду возможность таких перекосов и, когда заметите подобное в поведении ребенка, поговорите с ним о разрушительной силе выбранных подходов. Объясните ему, что как только появляется убеждение «цель оправдывает средства», от него могут отвернуться люди.

Если он станет думать, что прав только он, в его команде может проявиться более сильный лидер и повести за собой остальных. Потому что лидер, который следует правилам экологичности, выясняет намерения людей и вписывает их в картинку, к которой идет вместе с ними.

Все остальное – использование людей, а это рано или поздно оборачивается против него самого. Поэтому настоящее лидерство не рассматривает людей, как фигуры на шахматной доске.

Как воспитывать лидерские качества? 

1. Личный пример родителей 

Если вы для ребенка пример лидерства, то он с первых месяцев будет впитывать как губка ваш стиль жизни. Например, если вы описываете ребенку картинку в будущем, разбиваете на шаги путь, по которому можно к ней приблизиться, то и рассказывайте, какая от него нужна помощь. В вашем поле он будет двигаться к своим или общим целям.

2. Выбор 

Постоянно давайте ребенку выбор. Лидер должен уметь принимать решения. А решение и есть выбор. Начинайте с малых лет. Например, ребенок балуется за столом.

Спросите его хочет ли он есть вместе с родителями, но аккуратно, или хочет продолжать баловаться и закончить на этом ужин.

Какое яблоко он хочет? Хочет гулять или остаться дома? Если не предоставлять ребенку выбор, он вырастает с ожиданием, что за него выбор сделают другие, а это с лидерством несовместимо.

3. Постановка цели

Важно ставить цели вместе с ребенком и научить его делать их конкретными. Если ребенок понял, куда хочет двигаться, сделал выбор (например, стать врачом), помогите ему разбить цель на шаги.

Выясните вместе, в какой больнице он хочет работать, какими болезнями заниматься, каких людей лечить. Из этого определите в какой институт ему нужно поступить, какие экзамены сдать, какие предметы знать лучше всего и т. д. Умение разбивать цель на шаги и есть образец лидерства.

Если ребенок привыкнет делать это для себя, то для него не возникнет проблем делать это и для команды.

4. Передача полномочий 

На определенном этапе, лет с 10, начните приучать ребенка создавать цели и шаги для такой команды, как семья. Делайте его формальным лидером в каких-то процессах. Например, поручите ему спланировать переезд на дачу или путешествие. Договоритесь, что он лидер, а вы – ресурс. И после выстраивайте командную работу, обязательно его поддерживая.

Юрий Строганов, отец троих сыновей, колумнист и предприниматель

Источник: https://goodhouse.kz/kak-vospitaty-v-rebenke-lidera/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.