Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Содержание

Дислексия у детей: лечение, причины

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Источник: http://karkusha.su/disleksiya-u-detey-prichinyi-i-lechenie/

Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

статьи:

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков.

Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр).

Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Узнайте инструкцию по применению сиропа Амбробене для детей от кашля.

Подробности о симптомах и методах лечения свинки у детей прочтите на этой странице.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Шер.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией.

При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление.

Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

Что такое астигматизм у детей и лечится ли патология? У нас есть ответ!

Дозировка сиропа Бромгексин Берлин Хеми 8 от кашля для детей описана в этой статье.

По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/simptomy/ponos.html узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

Прислушайтесь к рекомендациям психологов, логопедов и неврологов:

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

Источник: http://razvitie-malysha.com/razvitije/disleksiya.html

Дислексия у ребенка: причины, симптомы, лечение

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

На сегодняшний день мало кто знает о детском заболевании — дислексия. Конкретного определения патологии не существует. Неврологи говорят о том, что заболевание проявляется в виде неспособности оперативно и правильно распознавать слова, осваивать навыки правописания.

Стоит отметить, дислексия относится к серьезному неврологическому расстройству, при котором в головном мозге нарушен процесс обработки разных графических символов. Именно поэтому ребенок не может читать и писать.

Как помочь ребенку справиться с дислексией? Насколько она опасна?

Описание заболевания

Несмотря на то, что симптоматика похожа с умственной отсталостью, дислексия имеет ряд отличий. Только специалист может выявить дислексию. Во время диагностики врач учитывает разные факторы, фиксирует показания чтения, отмечает нарушения при чтении.

Специалисты для выявления данного заболевания проводят разные тесты, они проверяют слух, способность воспроизведения речи. Обязательно обращается внимание, как лучше ребенок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (самостоятельно выполняя).

Основные виды дислексии

Некоторые врачи называют заболевание «словесной слепотой». Известно, что дислексия практически у 15% людей, многие и не знают о такой патологии. К основным формам дислексии относится:

  • Фонематическая. Чаще всего встречается у школьников начальных классов. Ребенок не может читать, потому что у него недоразвиты функции в головном мозге. В результате ребенок не различает разные фонемы. Например, одна фонема отличается от другой звонкостью-глухостью, мягкостью-твердостью и т. д. Если изменить в слове одну фонему, полностью меняется смысл слова – коЗы и коСы, Дом и Ком. А вот ребенок при дислексии на слух начинает смешивать звуки, отличающиеся смыслоразличительными признаками. Школьник долгое время читает по буквам, также переставляет звуки, слоги, иногда вовсе пропускает фонемы.
  • Семантическая (механическое чтение). Технически ребенок все правильно читает, а вот про что предложение, текст он не понимает.
  • Аграмматическая. Данный вид характерен для ребенка, имеющего проблемы с речью. В этой ситуации ребенок меняет падежи в окончаниях, неправильно согласовывает существительное и прилагательное. Иногда можно услышать, что ребенок изменяет окончания в глаголах.
  • Оптическая. Дети не могут усвоить похожие графические буквы, постоянно их путают, поэтому возникают проблемы во время чтения.
  • Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква обозначает конкретный звук.

Симптомы при заболевании

Ребенка с дислексией легко узнать:

  • Заметная задержка в развитии ребенка, он не может читать, писать, у него довольно часто возникают проблемы с орфографией.
  • Дезориентация в пространстве.
  • Ребенку тяжело воспринимать информацию.
  • Проблемы с усвоением слов.
  • Больной ребенок не понимает прочитанную информацию.
  • Нарушается координация, наблюдается неуклюжесть.
  • Имеет высокий интеллект, но плохо читает, постоянно допускает ошибки – пропускает или переставляет буквы, слова.
  • Не успевает выполнять задания в отведенное для него время.
  • Возникают проблемы в письме.
  • Отличается короткой памятью.
  • Не может определить правую и левую сторону.

Причины развития дислексии

Было проведено ряд исследований, во время которых выяснили нейробиологические причины. Что это значит? Некоторые участки головного мозга (задняя часть левой извилины) неполноценно функционируют.

Также медики уверены: дислексия – это наследственное заболевание. Если в роду были проблемы с чтением, письмом, они могут быть и у вашего ребенка. У некоторых детей заболевание развивается при нехватке внимания или гиперактивности.

Методы лечения патологии у ребенка

К сожалению, заболевание может преследовать в течение всей жизни, в данной ситуации нужно постоянно развивать  навыки чтения. Как правило, человек с дислексией не становится грамотным. Ребенку могут помочь только постоянные занятия с ним. Для этого используются специальные фонетические методы. Дополнительно применяются подходы, воздействующие на несколько органов чувств.

Специалисты рекомендуют ребенку освоить некоторые детские компьютерные программы, которые помогут ему выделять слова в тексте, со временем он их сможет воспринимать во время чтения. Также проводятся разные тренинги, в тяжелых случаях требуется медикаментозное лечение. Обращаем ваше внимание, что не стоит надеяться на медикаменты, это неэффективный метод лечения.

Если вы замечаете проблемы с речью, восприятием, чтением у ребенка, сразу же обращайтесь к логопеду. Только постоянные занятия, развития помогут ему.

При коррекции дислексии у ребенка немаловажное значение имеет тип заболевания, в зависимости от него подбираются методы лечения:

  • Дисфонезия (ребенку трудно анализировать слова по их звучанию). В этом случае курс терапии помогает ребенку распознавать слова. Используются фонетические методы.
  • Дисэйдезия (дети не воспринимают слова как единое целое). Некоторые специалисты уверены, что невозможно помочь ребенку при данной форме дислексии. На самом деле, нужно пробовать. Например, мультисенсорная методика помогает преодолеть заболевание.
  • Диснемкинезия (ребенок пишет задом наперед буквы, цифры, у него корявый почерк). В этом случае специалисты прежде всего учат ребенка отличать – правую и левую сторону. Логопеды уверены, ребенок не может читать, потому что он дезориентирован в пространстве.

Таким образом, довольно часто в школах детей с дислексией называют упрямыми, непослушными, ленивыми. Все заканчивается тем, что педагоги, особо не разбираясь в настоящей проблеме, определяют таких детей в отстающие классы.

В результате ребенок теряет интерес к учебе, начинает прогуливать, у него снижается самооценка, он прибывает в депрессии, также заметно ухудшается поведение. Задача родителей – не допустить этого.

Вы должны понимать, если ваш ребенок не может писать или читать, с ним нужно серьезно заниматься, а не махнуть рукой и пускать все на самотек. Только постоянное развитие поможет преодолеть дислексию.

Источник: https://medportal.su/disleksiya-u-rebenka-prichiny-simptomy-lechenie/

Дислексия – это… Виды, причины, симптомы и лечение дислексии

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Дислексия – это психическое расстройство, которое характеризуется, среди прочего, постоянным совершением ошибок. Ребенок делает это неосознанно, этот процесс никак не контролируется им, все происходит само по себе. Но это не единственный признак этого заболевания.

Ребенок с дислексией требует большого количества часов ежедневных упражнений и специальной терапии, а также постоянных занятий с родителями.

Каковы же симптомы дислексии и как ее распознать? Какие симптомы могут предвещать будущую дислексию у ребенка или дошкольника? Что такое дислексия у детей? Ответы на эти вопросы прямо сейчас.

Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко.

Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок.

Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.

Что делать, если есть подозрение на дислексию?

Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь.

Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит.

В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.

Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок.

Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все.

Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании.

Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.

Дислексия: симптомы расстройства

Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.

Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:

  • проблемы с пространственной ориентацией (дети могут путать, где правая сторона, а где левая);
  • неустойчивое доминирование одной стороны тела (ребенок может проявлять свойства амбидекстра или быть, к примеру, правшой, но смотреть в отверстия левым глазом или выполнять некоторые действия левой рукой, вместо правой);
  • отсутствие способности к запоминанию дней недели, времен года, заучиванию даже небольших стихотворений;
  • неспособность двигаться, в том числе, сюда относятся движения руками, особенно у мальчиков могут возникать проблемы с застегиванием одежды, шнуровкой обуви, мытьем рук, пользованием столовыми приборами, удержанием равновесия и т. д.
  • таким детям может не даваться езда на велосипеде, игры в футбол или классики, прыжки со скакалкой или на одной ноге;
  • трудности в собирании конструктора, решении головоломок;
  • постоянное искажение слов;
  • в школе такие дети могут писать буквы справа-налево или в зеркальном отображении, изменять префиксы и предлоги, изменять целые слова и словосочетания, не замечая при этом своих ошибок.

Ранние проявления дислексии

Также существуют и некоторые другие признаки дислексии, которые можно диагностировать в разные периоды развития ребенка. Остановимся отдельно на каждой возрастной группе:

  • Маленький ребенок: не ползает, поздно начинает ходить, говорить, с трудом конструирует и произносит предложения или сложные словосочетания.
  • Дошкольник: у него проблемы с запоминанием стихотворений, даже с простыми рифмами, у его рисунков мало деталей, он путает правую и левую руку, не может нажимать на кнопки.

Симптомы у детей школьного возраста

  • Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
  • Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия – трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия – неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография – трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия – проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия – трудности с освоением математики и устным счетом;

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах.

Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода.

Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей.

Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей – им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза.

Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией.

В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка.

Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Упражнения и гимнастика

Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия.

Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь.

Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.

Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:

  • вырежьте изображение на четыре части и дайте ребенку сложить, как пазл, постепенно делайте все больше и больше деталей, усложняйте задание;
  • практикуйте координацию рук и глаз – попросите ребенка сначала пальцем, а затем маркером отметить контуры рисунка;
  • играйте в мяч с ребенком (футбол, волейбол, баскетбол, простое перебрасывание);
  • развивайте использование языка: изучайте рифмы, члените слова на звуки, сравнивайте их;

Занятия под присмотром специалистов

Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете – чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом.

В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства.

Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.

Кроме того, рекомендуется использовать здоровую диету (без животных жиров, консервантов, уксуса, избыточных сладостей).

Как лечить?

Лечение дислексии – дело не сложное.

Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму.

В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени.

Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий.

Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи.

Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.

Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге.

Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом.

Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия – это не приговор.

Источник: https://www.nastroy.net/post/disleksiya---eto-vidyi-prichinyi-simptomyi-i-lechenie-disleksii

Симптомы и причины астении у детей

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Астения (или астенический синдром) – это состояние, характеризующееся постоянной слабостью и повышенной утомляемостью. При данном синдроме больной постоянно находится в состоянии нервного напряжения: это проявляется раздражительностью, плаксивостью, в тяжёлых случаях может даже возникнуть апатия ко всему, что происходит вокруг.

Затяжное пребывание в состоянии астении чревато крайним эмоциональным истощением организма, нарушениями в передаче нервных импульсов и другими, более серьёзными проблемами. Особенно опасен астенический синдром для детей, так как может оказывать непосредственное влияние на здоровье ребёнка и его развитие.

Признаки астении у детей в возрасте до 1 года

К сожалению, астенический синдром всё более часто встречается у детей младшего возраста.

Некоторые симптомы можно заметить даже в период младенчества, так как предрасположенность к подобному состоянию может быть наследственной. В возрасте до года такие дети отличается сильной возбудимостью: они могут уставать, когда их долго держат на руках, трясут на коленях или даже просто разговаривают с ними.

Очень часто у грудных детей с астеническим синдромом проявляются различные нарушения сна: они часто просыпаются ночью, капризничают, могут долго плакать и с трудом засыпают. Укладывая спать такого ребёнка, не стоит долго качать его на руках или петь колыбельные – лучше всего спокойно положить малыша в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты.

Также у грудных детей, как правило, проявляются и другие признаки наследственной астении:

  • Ребёнок часто и долго плачет при отсутствии причин (необходимо убедиться, что малыш сыт, и у него ничего не болит);
  • Малыш лучше засыпает, если его оставить в комнате одного (в том числе, и во время дневного сна);
  • Кроха пугается даже звуков слабой и умеренной интенсивности;
  • Общение с любыми людьми, кроме родителей, утомляет малыша, и он быстро начинает капризничать.

Признаки астении у детей в возрасте до 7-10 лет

По мере взросления ребёнка астенический синдром проявляется всё более отчётливо – ребёнок становится нервным, замкнутым, быстро устаёт. Такие дети бояться оставаться с незнакомыми людьми, им тяжело адаптироваться вне дома (например, в гостях).

В садике воспитатели могут отмечать, что ребёнок часто плачет по любому поводу, тяжело засыпает во время дневного сна, иногда даже может проявлять агрессию по отношению к другим детям.

В возрасте 8-10 лет у детей могут давать знать о себе достаточно специфические признаки данного расстройства, например:

  • Болезненность при возникновении яркого света;
  • Мышечная боль, появляющаяся при сильных запахах;
  • Сильная головная боль, когда ребёнок слышит резкие и громкие звуки.

Диагностировать астению у маленьких детей довольно сложно. Связано это с размытой клинической картиной, характеризующей данное состояние. Частые капризы и пугливость нередко списывают на особенность характера, а возникновение болевых ощущений объясняют возможным развитием заболевания или просто усталостью.

Важно! Нельзя игнорировать признаки, указывающие на возможный астенический синдром у маленьких детей, так как это может привести к таким неприятным осложнениям, как энурез и различные формы заикания.

Признаки астении у подростков

В подростковом возрасте главным симптомом, позволяющим заподозрить астению, становится постоянная хроническая усталость и раздражительность. Такие дети часто грубят родителям, спорят по малейшему поводу, с ними тяжело общаться человеку, не осознающему особенности такого состояния.

У детей с астеническим синдромом падает успеваемость на школьных занятиях, они становятся рассеянными, невнимательными, могут совершать самые нелепые ошибки, даже несмотря на то, что до этого отлично разбирались в определённой теме.

Отношения в коллективе, как правило, становятся очень натянутыми: ребёнок часто конфликтует с товарищами, злится, может оскорблять своих сверстников.

Очень важно не путать астению с усталостью. Основной отличительной особенностью астенического синдрома является то, что слабость и разбитое состояние появляются независимо от физической активности и других видов деятельности!

Причины

Сложно назвать какие-то конкретные причины, вызывающие подобное состояние в детском возрасте. Однако, можно выделить факторы, способствующие появлению данного синдрома:

  • Наследственность. Если один из родителей (чаще всего женщина) страдает астенией, то риск проявления нарушений у ребёнка возрастает в несколько раз.
  • Неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Ребёнок, постоянно находящийся в стрессовом состоянии и наблюдающий каждодневные скандалы, неизбежно столкнётся с проблемами неврологического характера.
  • Недавно перенесённое серьёзное эмоциональное волнение.

Помимо этого, могут быть и другие, более серьёзные причины, вызывающие астенический синдром.

Вид астенииПри каких патологиях возникает
Астено-депрессивный синдромНарушения в работе центральной нервной системы, тяжёлые формы депрессивного состояния
Церебрастения (органическая астения)Энцефалит, менингит, нарушение кровообращения и травмы головного мозга
Соматогенная астенияИнфекционные заболевания, нарушения в работе органов эндокринной системы, злокачественные опухоли, заболевания крови, патологии нервной системы
Нейроциркуляторная астенияСердечная недостаточность, артериальная гипертензия и гипотензия.
Витальная эндогенная астенияШизофрения в начальной стадии

Лечение

Лечение астенического синдрома включает в себя комплекс мер, позволяющих добиться хороших результатов:

  • Устранение основного заболевания. Ребёнка, подверженного проявлениям характерных для астении признаков, необходимо обязательно показать врачу. Скорее всего, понадобится полное обследование, так как выявить причину только на основе визуального осмотра и анализов очень сложно. После того, как будет установлен точный диагноз, ребёнку будет назначено соответствующее лечение.
  • Медикаментозная терапия. В зависимости от степени выраженности синдрома ребёнку могут быть назначены препараты для избавления от гипоксии. Помимо них могут применяться улучшающие работу нервных клеток и стимулирующие развитие памяти лекарства (например, «Глицин»). Препараты ноотропной группы улучшают обмен информацией между полушариями головного мозга. В обязательном порядке подбирается поливитаминный комплекс (с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка).
  • Коррекция режима. Это очень важное условие для улучшения самочувствия ребёнка. Именно строгое соблюдение режима обеспечивает половину успеха в лечении астении.

Рекомендации по режиму

Самое главное, что необходимо ребёнку с нарушениями в работе нервной системы – обеспечить достаточный отдых. Помимо этого крайне важно регулярное поступление всех жизненно важных витаминов и минеральных веществ, а также кислорода. Именно поэтому режим играет такую значимую роль в лечении астенического синдрома.

Родителям таких детей можно рекомендовать следующее:

  • Исключить из рациона ребёнка напитки с большим содержанием кофеина (кофе, чай), так как они оказывают возбуждающее действие на неокрепшую нервную систему. Их желательно заменить морсами, компотами и свежевыжатыми соками.
  • Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Этот пункт важен для всех детей без исключения. На улице необходимо проводить не менее 2-3 часов (в любую погоду за исключением сильной метели и ветра).
  • Обеспечить разнообразное, богатое витаминами питание.
  • Детям с подобными нарушениями в качестве обязательного правила рекомендуется дневной сон. Это необходимо для избегания перенапряжения и профилактики повышенной утомляемости.
  • Желательно максимально (насколько это возможно, конечно) освободить детскую комнату от электрических приборов: обогревателей, телевизора, компьютера.
  • Проветривать помещение детской следует около 5-6 раз в день (не менее 10 минут).
  • При сильно выраженной астении имеет смысл поговорить с классным руководителем о возможности снижения нагрузки в рамках школьной программы.
  • Не менее важен и полноценный, здоровый сон. Стоит ограничить просмотр фильмов и передач, а также работу за компьютером за час до ночного сна.

Источник: https://moeditya.com/pediatriya/bolezni/asteniya-u-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.