Общение с ребенком до года жестами

Как разговаривать и общаться с ребёнком до года

Общение с ребенком до года жестами

Когда в семье появляется ребёнок, на маму сразу же обрушивается огромное количество забот. Бессонные ночи, постоянные кормления, переодевания, смена подгузников, а, кроме того, уже привычные уборка, готовка, глажка, магазины и прочие дела по дому.

Времени на общение с новорожденным при таком графике просто не остаётся. Но оно необходимо для его психического и умственного развития. Время на разговор выделить всё же можно. Например, когда кормите ребёнка, купаете, делаете зарядку или укладываете малыша спать.

Что говорить ребёнку

Можно рассказывать малышу, что именно вы сейчас делаете, как прошёл день, что вы чувствуете или каким видите его в будущем. И не важно, что он вас пока не понимает, зато он чувствует общение, слышит мамин голос, улавливает интонации. И это его успокаивает.

Что конкретно рассказывать зависит от возраста ребёнка. Но есть некоторые формы общения, которые подходят всем детям. Например, ритмичные песенки и стишки. Прибаутки легко воспринимаются ребёнком на слух и откладываются в памяти.

Для каждого ритуала можно подобрать свою песенку, присказку или прибаутку. Малыш будет постепенно привыкать, что после определенной песенки или слов, надо быть готовым к определенным действиям. Пока он воспринимает это как игру.

С песенками или сказками можно укладывать ребёнка. Например, хорошо всем известные сказки Корнея Чуковского отлично успокаивают ребёнка, как и обычные колыбельные. Вместо колыбельной подходят и другие песни. Они должны быть монотонными и спокойными, такими, чтобы ребёнку было спокойно засыпать.

Общение с ребёнком в часы бодрствования

Во время бодрствования ребёнка нужно озвучивать свои действия или рассказывать о происшествиях прошедшего дня. Некоторые родители считают это бессмысленным занятием, поскольку ребёнок всё равно ничего не поймёт.

Это отчасти правда. Малыш, безусловно, не может всего осознать и воспринять смысл, но он довольно быстро начинает понимать, что сказанное адресовано именно ему. Постепенно он начинает копировать звуки.

Разговоры с малышом о том, что видишь, чувствуешь, думаешь, создают для него эталон мышления и поведения. Это крайне важно для дальнейшего умственного развития малыша.

Разговор с ребёнком в сложных ситуациях

Детям зачастую не по нраву прививки и прочие болезненные процедуры, тяжело они переживают и долгие отлучки мамы. В таком случае можно обстоятельно “побеседовать” с ребёнком. Нужно разъяснить, что сейчас случится, когда это закончится, что делает мама и зачем ей надо уйти и, главное, показать, как относится к событию взрослый.

Малыш тогда воспринимает тон, голос и интонацию матери, которые передают чувства. Вот почему объясняя что-либо, родители должны быть спокойны и терпеливы.

Такие разговоры лучше всего вводить в привычку с самых первых дней жизни. Со временем они сделают отношения родителей с ребёнком доверительными, ведь он будет чувствовать, что с его мнением и с ним самим считаются.

Ласковый мамин голос, одобряющий взгляд, и добрая улыбка способны поднять ребёнку настроение. Надо помнить об этом, при переодевании малыша, проведении массажа, купании, или его пробуждении. К этому можно дополнительно добавить взгляд глаза в глаза.

Кормление грудью – не только питание

Кормление ребёнка грудью приносит пользу малышу не только потому, что оно обеспечивает ему лучшее в мире питание. В минуты сосания также происходит психологическое общение между мамой и ребёнком.

Уже в возрасте 2 – 3 месяцев кроха начинает ассоциировать мамин образ со спокойствием, теплом и уютом.

Приёмы и способы общения с ребёнком

На каждом возрастном этапе есть свои приёмы и способы общения с ребёнком.

С рождения до двух месяцев

С самого появления на свет до двух месяцев длится первый период общения мамы с ребёнком – так называемая “психологическая улыбка” или комплекс оживления.

Он проявляется, как только малыш видит маму, папу или другого близкого человека. Ребёнок фиксирует взгляд на лице взрослого, улыбается, приветствует его звуками и активным движением ручек и ножек.

В этом возрасте он должен научиться фиксировать взгляд на родных, отличать маму от папы. Нужно звать ребёнка, приучать его к своему голосу, побуждая его поднять на вас взгляд и зафиксировать его хотя бы на несколько секунд.

Поначалу время контакта будет небольшим, но постепенно оно начнёт увеличиваться. Расстояние, с которого малышу удобнее всего разглядывать лицо – 50 см.

Пока что ребёнок чаще всего информирует родных о своих потребностях плачем. Не надо сразу давать ему соску, для начала можно попробовать просто поговорить, пытаясь разобраться, что стало причиной дискомфорта. Ребёнок же будет чувствовать, что его пытаются понять.

С двух до четырёх месяцев

В 2 – 4 месяца малыш начинает осмысленно улыбаться маме. Очень скоро настанет и очередь других домочадцев.

Постепенно звуки становятся громче, эмоциональная окраска ярче. Можно попробовать двигаться, тогда малыш начнёт следить за вами. Главное – делать всё постепенно, медленно и не напугать ребёнка.

Не оставляйте ребёнка одного, когда он бодрствует, обязательно украсьте кроватку игрушками и играйте с ним.

С четырёх до шести месяцев

С 4 до 6 месяцев малыш начинает более интенсивно шевелиться и даже переворачиваться. Соответственно и действия родителей должны стать более активными.

Надо не просто показывать игрушки, а что-то с ними делать, учить малыша играть. Интересные ему предметы можно отодвигать на расстояние, чтобы он сам пытался их достать.

С шести до восьми месяцев

С полугода до восьми месяцев ребёнок начинает активно передвигаться. Сейчас важно способствовать и интеллектуальному развитию малыша.

Проговаривайте, куда он ползет, заставляйте его самого доставать игрушки, показывайте, как ими играть. Малыш начинает тянуть к маме ручки, сообщая, что хочет к ней. Ему обязательно надо отвечать.

С восьми месяцев до года

С восьми месяцев до года ребёнок всё явственнее начинает сообщать о своих желаниях. Он протягивает ручки, указывает на предметы, передвигается к ним.

Покажите ему, что вы его поняли. Это хороший способ поощрить его в стремлении развиваться. Лучше всего дети развиваются в игре, поэтому такая форма общения наиболее эффективна.

После года малыши начинают разговаривать. Поэтому надо создавать стимулы для общения. Пускай ребёнок попросит или даст явно знать, что он хочет, не предугадывайте его желания. Когда что-то даёте, говорите “на”, забираете – просите “дай”.

Ольга Меледина

Источник: https://mambest.com/page/kak-razgovarivat-i-obschatsya-s-rebenkom-do-goda

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей

Общение с ребенком до года жестами

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Улыбка ребенка

Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка. Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками.

Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов после родов, слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком.

Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка», которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди.

Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.

Зрительный контакт

Еще один способ найти «общий язык» с окружающими – это зрительный контакт. После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени.

С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир.

Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.

Плач и потребности малыша

Плач – это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях.

По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию.

Плач – это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.

Крик – громкий, долгий плач, который внезапно появляется – означает боль.

Ритмичный плач – он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач – означает голод.

Поплакивание – суетливый и слабый плач – ребенок хочет спать.

Поскуливание – тихий плач, который вдруг взрывается – означает плохое самочувствие.

Выкрикивание – громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика – ребенку страшно.

Рев – громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками – означает дискомфортные ощущения в подгузнике.

Стойкие рыдания – долгий плач в основном перед сном – означает усталость и сонливость.

Крик, который передает чувство дискомфорта – ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает – ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.

Взрыв – полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез – означает ярость.

Ритмичное нытье – низкий, умоляющий крик – это чувство одиночества.

Мимика лица

С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой. Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье.

Когда крохе исполнится три – четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев – гнев, страх, отвращение, радость и стыд.

И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.

Язык тела

Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек.

Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры – он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.

Разговорная речь

Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок.

Детский лепет – это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги.

Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники.

Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.

И на конец, несколько слов о языке жестов. В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.

Например:

  • питание – ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
  • напиток – кроха кладет палец в рот
  • шапка – поглаживает себя по головке

Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.

Источник: http://KakNam.com/yazyk-novorozhdennyh-mladencev-i-malenkih-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.