Одаренные дети

Содержание

Одаренные дети – как определить и развить их способности

Одаренные дети

В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

  • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
  • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
  • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
  • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
  • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

имеет необычное воображение;

раннее появления умения читать;

обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом.

Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии.

Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:

  • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
  • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
  • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

  • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
  • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
  • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
  • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
  • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.

Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

  • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
  • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
  • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
  • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
  • проявление независимости, самостоятельная работа;
  • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу.

Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами.

Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники.

Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно.

Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

Курсы для развития талантливых детей

Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности.

При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске.

Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

Дополнительные курсы и внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому.

Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует.

Еще одним достоинством подобных занятий – это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий.

Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать.

И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием Java и Scratch, который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации, компьютерной графике, фотографии и другим художественным видам деятельности.

Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира.

Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить курсы по легоконструированию и робототехнике, где каждый найдет для себя интересные моменты.

Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей.

Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

Одаренные дети в мире

Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:

  1. Ким Унг-Йонг – мальчик из Кореи, который знал 4 иностранных языка уже в первые годы жизни и решал задачи по математическому анализу, а в 15 лет он стал доктором физических наук. Уровень его IQ составил 210.
  2. Аэлита Андрэ– известная австралийская девочка-художник, которая, несмотря на свой 10-тилетний возраст смогла продать собственные картины на суму в миллион долларов. Она начала рисовать с 9 месяцев и известна в круге сюрреалистов.
  3. Акрит Ясвал был замечен в 7 лет, сделав без специальных медицинских навыков уникальную операцию соседской девочки. Ему удалось восстановить подвижность пальцев, которая была утеряна в результате получения сильнейших ожогов.
  4. Таниш Мэттью Авраам уже в 4 года был принят в организацию умнейших людей мира – Менса. В 5 лет смог пройти онлайн программу для гениев математики Стэндфордского Университета. Уже в 7 поступил на геолого-астрономический факультет в Американский Ривер Коледж, и через 3 года успешно закончил его. В 8 лет был участником конференции NASA, брал участие в открытии нескольких сверхновых звезд и наблюдал солнечный шторм.
  5. Онафуджири «Фуджи» Ремет – уже с 3 лет фотографии, сделанные этим молодым человеком, выставляются во многих международных залах. Сейчас на его счету более 3000 сногсшибательных фото, которые сделали его всемирно известным.

Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов.

Одаренных детей иногда называют – детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни.

Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.

Источник: http://itlandia.by/blog/odarennye-deti-kak-opredelit-i-razvit-ikh-sposobnosti/

Одаренные дети

Одаренные дети

  • Введение2
    • I. Теоретические аспекты изучения детской одаренности3
      • 1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»3
      • 2. Признаки одаренности6
      • 3. Виды одаренности8
      • 4. Принципы и методы выявления одаренных детей13
      • 5. Факторы, влияющие на развитие одаренности15
      • 6. Как зачать гения20
      • 7. Можно ли запрограммировать рождение одаренного ребенка?22
      • 8. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования26
      • II. Работа с одаренными детьми г. Ярославль32
      • Заключение36
      • Литература:37

Введение

Внастоящее время наблюдается повышенныйинтерес к проблеме одаренности, кпроблемам выявления, обучения и развитияодаренных детей и, соответственно, кпроблемам подготовки педагогов дляработы с ними.

Одаренностьсейчас определяется как способность квыдающимся достижениям в любой социальнозначимой сфере человеческой деятельности,а не только в академической области.Одаренность следует рассматривать какдостижения и как возможность достижения.Смысл утверждения в том, что нужнопринимать во внимание и те способности,которые уже проявились, и те, которыемогут проявиться.

Проблемаодаренности представляет собойкомплексную проблему, в которойпересекаются интересы разных научныхдисциплин.

Основными из них являютсяпроблемы выявления, обучения и развитияодаренных детей, а также проблемыпрофессиональной и личностной подготовкипедагогов, психологов и управленцевобразования для работы с одареннымидетьми.

Одаренность как самая общаяхарактеристика сферы способностейтребует комплексного изученияпсихофизиологического,дифференциально-психологического исоциально-психологического.

Системаразвития одаренности ребенка должнабыть тщательно выстроена, строгоиндивидуализирована и ее реализациядолжна приходиться на достаточноблагоприятный возрастной период.

Детскийвозраст – период становления способностей,личности и бурных интегративных процессовв психике. Уровень и широта интеграциихарактеризует формирование и зрелостьсамого явления – одаренности.

Ихинтенсивность или, напротив, остановкаопределяют динамику развития одаренности.

1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность- это системное, развивающееся в течениежизни качество психики, которое определяетвозможность достижения человеком болеевысоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или несколькихвидах деятельности по сравнению сдругими людьми 7.

Одаренность- это качественное своеобразное сочетаниеспособностей, обеспечивающие успешноевыполнение деятельности. Совместноедействие способностей, представляющихопределенную структуру, позволяеткомпенсировать недостаточность отдельныхспособностей за счет преимущественногоразвития других.

-общие способности или общие моментыспособностей, обуславливающие широтувозможностей человека, уровень исвоеобразие его деятельности;

-совокупность задатков, природных данных,характеристика степени выраженностии своеобразия природных предпосылокспособностей;

-талантливость, наличие внутреннихусловий для выдающихся достижений вдеятельности 1.

Одаренныйребенок – это ребенок, который выделяетсяяркими, очевидными, иногда выдающимисядостижениями (или имеет внутренниепредпосылки для таких достижений) в томили ином виде деятельности.

Насегодняшний день большинство психологовпризнает, что уровень, качественноесвоеобразие и характер развитияодаренности – это всегда результатсложного взаимодействия наследственности(природных задатков) и социальнойсреды,опосредованного деятельностью ребенка(игровой, учебной, трудовой). В то жевремя нельзя игнорировать и рольпсихологическихмеханизмовсаморазвития личности, лежащих в основеформирования и реализации индивидуальногодарования.

Большинствопсихологов рассматривает креативность(творческий потенциал) человека какодин из важнейших и в известной меренезависимый фактор одаренности.Американский психолог П. Торренсопределил креативность как процесс,который порождается сильной потребностьючеловека в снятии напряжения, возникающегов ситуации неопределенности и дефицитаинформации.

Этот процесс включает поиски определение проблемы, выдвижение ипроверку гипотез о путях ее решения,поиск и обоснование решений.

Главнуюроль при этом играет дивергентное(идущее в разных направлениях) мышление,способное приводить к неожиданнымвыводам, в отличие от конвергентного,последовательного мышления, причемкреативность обязательно предполагаетинтеллектуальное развитие человекавыше среднего уровня, поскольку лишьтакой уровень может обеспечить основудля творческой продуктивности.

Крометого, в многочисленных исследованияхбыла продемонстрирована важная рольмотивационно-личностных особенностейи условий социального окружения одаренныхдетей в реализации их потенциала.Согласно концепции Дж. Рензулли, развитиеодаренности основано на взаимосвязитрех конструктов: интеллекта вышесреднего уровня, креативности иприверженности к задаче 3.

Однимиз наиболее дискуссионных вопросов,касающихся проблемы одаренных детей,является вопросо частоте проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения:“все дети являются одаренными” -“одаренные дети встречаются крайнередко”.

Указанная альтернатива снимаетсяв рамках следующей позиции: потенциальнаяодаренность по отношению к разным видамдеятельности присуща многим детям,тогда как актуальную одаренностьдемонстрирует незначительная частьдетей.

Тотили другой ребенок может проявить особуюуспешность в достаточно широком спектредеятельностей. Более того, даже в одноми том же виде деятельности разные детимогут обнаружить своеобразие своегодарования применительно к разным ееаспектам. Существует множество видови форм одаренности, поскольку психическиевозможности ребенка чрезвычайнопластичны на разных этапах его возрастногоразвития.

Одаренностьребенка часто проявляется в успешностидеятельности, имеющей стихийный,самодеятельный характер.

Например,ребенок, увлеченный техникой, домастроит свои модели, но к школьной либосоциально организованной внешкольнойдеятельности (в кружке, секции, студии)его занятие не имеет никакого отношения.

Другой ребенок увлеченно сочиняет стихиили рассказы, но не хочет демонстрироватьих педагогу. Судить об одаренностиребенка следует не только по его школьнойдеятельности, но и по его внешкольнымделам, а также по инициированным имсамим формам деятельности.

Вкачестве одной из причин отсутствияпроявлений того или иного вида одаренностиможет быть недостаток (в силу условийжизни) соответствующих знаний, уменийи навыков. Стоит такому ребенку ихусвоить, как его одаренность становитсяявной и очевидной для педагога.

Внекоторых случаях причиной замаскированностипроявлений одаренности являются те илииные трудности развития ребенка.Например, заикание, повышенная тревожность,конфликтный характер общения и т.п.могут привести к снижению показателейуспешности ребенка (несмотря напотенциально высокий уровень егоспособностей).

Такимобразом, одаренность у разных детейможет быть выражена в более или менееочевидном виде. Анализируя особенностиповедения ребенка, педагог, психолог иродители должны делать своего рода“допуск” на недостаточное знание одействительных возможностях ребенка,понимая при этом, что существуют одаренныедети, чью одаренность они пока не смоглиувидеть.

Сдругой стороны, одаренность далеко невсегда можно отличить от обученности(или шире – степени социализации),являющейся результатом более благоприятныхусловий жизни данного ребенка.

Совершенноясно, что при равных способностях ребенокиз семьи с высоким социально-экономическимстатусом будет показывать более высокиедостижения в определенных видахдеятельности сравнительно с ребенком,для которого не были созданы такиеусловия.

Посколькуодаренность в детском возрасте можнорассматривать в качестве потенциалапсихического развития по отношению кпоследующим этапам жизненного путиличности, следует учитывать сложностьсамой проблемы “одаренный ребенок”.В значительной мере она связана соспецификой детской одаренности.

Одаренность конкретного ребенка – взначительной мере условная характеристика.Самые замечательные способности ребенкане являются прямым и достаточнымпоказателем его достижений в будущем.

Нельзя закрывать глаза на то, что признакиодаренности, проявляемые в детскиегоды, даже при самых, казалось бы,благоприятных условиях могут либопостепенно, либо весьма быстро исчезнуть.Учет этого обстоятельства особенноважен при организации практическойработы с одаренными детьми.

Не стоитиспользовать словосочетание “одаренныйребенок” в плане констатации (жесткойфиксации) статуса данного ребенка. Ибоочевиден психологический драматизмситуации, когда ребенок, привыкший ктому, что он – “одаренный”, на следующихэтапах развития вдруг объективно теряетпризнаки своей одаренности.

Можетвозникнуть болезненный вопрос о том,что дальше делать с ребенком, которыйначал обучение в специализированномобразовательном учреждении, но потомперестал считаться одаренным.

Особенности,присущие одаренным, обогащают нашужизнь во всех ее проявлениях и делаютих вклад в нее чрезвычайно значимым 2.

Во-первых, одаренных отличает высокаячувствительность во всем, у многихвысоко развито чувство справедливости;они способны чутко улавливать измененияв общественных отношениях, новые веяниявремени в науке, культуре, технике,быстро и адекватно оценивать характерэтих тенденций в обществе.

Втораяособенность — непрекращающаясяпознавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможностьполучать новые знания об окружающеммире.

Творческие способности влекут ихк созданию новых концепций, теорий,подходов.

Оптимальное сочетание уодаренных детей интуитивного идискурсивного мышления (в подавляющембольшинстве случаев при доминированиипервого над вторым) делает процессполучения новых знаний весьма продуктивными значимым.

В-третьих,большинству одаренных присущи большаяэнергия, целеустремленность инастойчивость, которые в сочетании согромными знаниями и творческимиспособностями позволяют претворять вжизнь массу интересных и значимыхпроектов.

Исходяиз этого, в практической работе содаренными детьми вместо понятия“одаренный ребенок” следует использоватьпонятие “признаки одаренности ребенка”(или понятие “ребенок с признакамиодаренности”).

Источник: https://StudFiles.net/preview/406248/

Одаренные дети — это дар или проклятие. Психологические особенности их развития, обучения и воспитания

Одаренные дети

В России около 20-25 %  одаренных детей. Эта цифра кажется большой? Возможно. Проблема в том, что не все дети, нуждающиеся в продвинутом образовании, замечены. Одаренность остается не выявленной или забитой обычной образовательной программой. Определить особенного ребенка не просто, но это можно и нужно сделать. Признаки одаренности заметны с раннего детства.

Что такое одаренность

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные способности в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, талант и гениальность.

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит.

Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование.

Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ).

До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга.

В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию.

Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность.

Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности.

Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства.

Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде.

Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися.

А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка.

Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка.

Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова.

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

  1. Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать. Это стремление заметно уже с детства. Важно обратить на это внимание и поддерживать. Потребность в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А. Маслоу. Дети активно творят и радуются этому.
  2. Перфекционизм. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность воли.
  3. Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (кризис трех лет). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
  4. Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
  5. Эгоцентризм. Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
  6. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
  7. Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей.

Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное).

В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Источник: https://psychologist.tips/3119-odarennye-deti-eto-dar-ili-proklyatie-psihologicheskie-osobennosti-ih-razvitiya-obucheniya-i-vospitaniya.html

Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

Одаренные дети

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.

Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет.

Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями.

У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей “специальности”.

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.

Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе.

Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д.

Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю.

Они могут учиться неровно (то “пять”, то “два”): блестяще по одному предмету и “так себе” по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются “академически одаренные”.

Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже “дать списать”.

И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К “интеллектуалам” в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме).

Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают.

Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего “таланта”).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано.

Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости.

Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей “профессиональной” среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы “помещать” их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям (“О чем с ними говорить?”) или к своим учителям (“Чему они меня могут научить?”).

В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности.

Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.

д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности.

В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.

Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип.

Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.).

При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • “Все дети являются одаренными”
  • “Одаренные дети встречаются крайне редко”.

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.