Первые плоды воспитания ребенка в возрасте трех лет

Содержание

Развитие и воспитание ребенка в 1–2, 2–3 и 3–4 года

Первые плоды воспитания ребенка в возрасте трех лет

Формирование личности и характера ребенка происходит в самые первые годы его жизни. Поэтому родителям следует уделять воспитанию малыша с 1 до 4 лет как можно больше времени и сил. Важно не только следить за правильным физическим развитием ребенка и заниматься его речью, но и мягко корректировать его характер, а также воспитывать в нем адекватное отношение к окружающему миру.

Развитие ребенка от 1 до 2 лет

На втором году жизни у ребенка происходит активное развитие психики. Малыш очень подвижен, умеет сидеть и много ползает.

Ребенок в этом возрасте часто находится в положительном эмоциональном состоянии, он уже научился привлекать внимание родителей и очень радуется общению с ними.

Кроха постоянно тренирует речь, произнося много разнообразных звуков и таким образом подготавливаясь к произношению своих первых слов.

Некоторые детки начинают говорить простые слова («мама», «папа») в возрасте 11–12 месяцев, другие произносят первые осмысленные слова в промежутке от полутора до двух лет. Какой-либо нормы здесь не существует, но родителям вполне по силам ускорить речевое развитие своего малыша – для этого им нужно просто как можно чаще разговаривать с ним.

Постепенно ребенок учится держать равновесие и делает свои первые шаги. Время, когда ребенок начинает ходить, тоже индивидуально. Нормой считается возраст от 11 месяцев до полутора лет. Как считают педагоги, годовалого ребенка, который не торопится вставать на ножки, не следует слишком активно тренировать, чтобы он поскорее научился самостоятельно ходить.

Воспитание ребенка в 1–2 года

При воспитании ребенка в 1–2 года родителям очень важно помнить, что под их руководством он гораздо лучше воспринимает все новое, а значит, быстрее развивается. В годик малыша легко заинтересовать яркими игрушками – маме и папе нужно пользоваться этим для развития моторики. Также следует обеспечить ребенка материалами различной текстуры для развития его сенсорного восприятия.

На втором году жизни в игровой арсенал малыша должны входить разноцветные кубики, пирамидки, мячики, доски с вкладышами разных геометрических форм.

Родителям нужно постоянно направлять игровой процесс, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на однообразные действия. Например, он может подолгу катать машинку, брать и бросать кубики, не производя с ними никаких других действий.

Малышу нужно показывать как можно больше разнообразных занятий, которые можно делать с различными предметами.

В период с 1 до 2 лет интенсивно развивается память ребенка и формируется способность к пониманию речи. Ребенок учится ассоциировать слова с предметами, явлениями и конкретными ситуациями.

Родителям в это время нужно постоянно показывать ему вещи и четко произносить их названия, пополняя словарный запас малыша новыми словами, а также читать ему стишки и сказки, что развивает его способности к осознанному восприятию речи.

Развитие ребенка с 2 до 3 лет

К двухлетнему возрасту у малыша уже довольно хорошо развиты речевые навыки: он умеет произносить многие слова.

К трем годам ребенок должен научиться строить простые предложения из 3–4 слов и группы взаимосвязанных предложений. В этом возрасте словарный запас крохи может включать до 1200–1500 слов.

Также он постепенно учится выстраивать грамматически правильную речь (склонять слова, правильно использовать предлоги и т.п.).

Психологи называют этот период переходным: воспитание ребенка в 2–3 года становится более ответственным и серьезным процессом, так как в этом возрасте он обладает достаточным психоэмоциональным развитием, чтобы осознавать себя отдельной личностью.

Воспитание ребенка с 2 до 3 лет

При воспитании ребенка с 2 до 3 лет родителям важно предоставить ему как можно больше возможностей для самовыражения и проявления самостоятельности. Двухлетний малыш стремится во всем подражать взрослым и очень чутко реагирует на похвалу и порицание.

Поэтому процесс воспитания ребенка в 2–3 года должен быть организован родителями так, чтобы он чувствовал их поддержку. Давайте крохе простые задания и хвалите его, когда он хорошо с ними справляется.

Когда у ребенка что-нибудь не получается, не пытайтесь сделать все за него, лучше только немного помогите или подскажите.

В возрасте от 2,5 до 3 лет у ребенка активно развивается память и воображение, поэтому важнейшую роль в его жизни занимают простые сюжетно-ролевые игры. Также в этот период для малыша становится актуальной творческая деятельность: рисование, лепка из пластилина, игры с конструктором.

Но помните, что в этот период ребенок может сосредоточиться на какой-либо интересной для него деятельности только на 10–15 минут.

Поэтому если малыш отложил предложенное занятие через такой короткий промежуток времени, родителям важно понимать – это всего лишь особенности детской психики, из-за которых его внимание еще не очень устойчиво.

Развитие ребенка с 3 до 4 лет

У трехлетнего ребенка уже очень хорошо развита координация, он способен умываться без участия взрослых, аккуратно есть, а также может почти самостоятельно одеваться и обуваться. Ему требуется помощь взрослых только когда нужно что-то застегнуть, а еще он пока не умеет сам завязывать шнурки. Родителям важно уже в этом возрасте формировать у ребенка любовь к порядку и чистоте.

Все детки этого возраста обладают очень богатой фантазией и уже способны самостоятельно организовывать свои игры. Кроме того, трехлетний малыш уже может играть в сюжетно-ролевые игры с ровесниками. При воспитании ребенка в 3–4 года нужно поощрять такие игры, так как они являются основным способом формирования его социальных навыков.

В этот период происходит интенсивное эмоциональное и социальное развитие ребенка: он учится контролировать свои эмоции и поведение, а также правильно реагировать на эмоции и действия других людей.

Его речь становится настолько развитой, что он способен кратко пересказывать какие-либо события.

Многие детки в этом возрасте учатся работать с ножницами, поэтому родителям можно дополнить творческую деятельность ребенка совместным изготовлением поделок.

Воспитание ребенка с 3 до 4 лет

При воспитании ребенка в 3–4 года родителям рекомендуется как можно чаще использовать его активное желание принимать самостоятельные решения. Малыш этого возраста любит делать выбор, поэтому вместо того, чтобы отдавать ему распоряжения и указания, предлагайте альтернативу. Например, говорить не «одевайся быстрее», а «ты наденешь эту футболку или ту?».

Также родителям очень важно выстроить доверительные отношения с малышом. При воспитании ребенка с 3 до 4 лет нужно как можно больше времени уделять общению с ним и совместной деятельности (чтение, рисование, игры, зарядка, танцы), интересоваться тем, что он рассказывает, и не лениться отвечать на его многочисленные вопросы.

Эмоции ребенка этого возраста очень яркие, но неустойчивые. Его легко отвлечь, и при воспитании ребенка в 3–4 года родителям рекомендуется пользоваться этим приемом. Когда малыш начинает капризничать или упрямиться, лучший способ разрешить ситуацию – переключить его внимание на что-либо новое (птичку за окном, воспоминания о вчерашней прогулке и т.п.).

Источник: https://mezhdunami.net/dety/razvitie-i-vospitanie-rebenka-v-1-2-2-3-i-3-4-goda.html

Воспитание ребенка 3 4 года: психология советы

Первые плоды воспитания ребенка в возрасте трех лет

О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка.

Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика.

Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода — формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени — например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

фраза в это время — «Я сам».

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом.

Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот.

Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике.

Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка.

Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным.

На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться.

Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Мама и папа не могут договориться

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы.

Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого.

Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность.

Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом — совершенно нормальная часть его естественного развития.

Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы.

Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными.

«Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально.

Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте — игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя.

Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать.

Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Если мальчика или девочку в этом возрасте отдают в детский сад, социализация проходит быстрее, но при этом важно убедиться, что в садике у малыша все в порядке.

В случае проблем в общении со сверстниками нужно помочь преодолеть их, разбирая каждую отдельную ситуацию: где надо поделиться игрушкой, а где и самому суметь отказать.

Если проблемы никак не решаются, то необходимо обратиться к специалисту — чем раньше, тем лучше.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно.

Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу.

Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, — базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге.

Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу.

Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе.

Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших.

Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир — подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

            Неэффективно:Эффективно:
Не кричите на ребенка.
Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации.
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Не отменяйте запрет.
Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его.Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример.Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты — отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок — ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые — умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное — всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так — не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу.

Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия.

Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.

Источник: https://pups.su/vospitanie/vospitanie-rebenka-3-4-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.