Поведение новорожденного ребенка
Поведение новорожденных – рефлексы, режим дня и рацион новорожденных
Ребенок считается новорожденным на протяжении первого месяца своей жизни. Большую часть времени младенец проводит в сонном состоянии, просыпаясь лишь для того, чтобы покушать.
Такое спокойное поведение новорожденного ребенка объясняется тем, что его неокрепший организм еще пока не готов к активному общению с окружающим миром. Малыш нуждается в заботе и тепле. Ребенок совсем не держит голову, так как его мышцы недостаточно сильные.
Однако во время сна он зачастую принимает ту позу, в которой находился в мамином животике. Кроха поджимает ножки и локотки к туловищу, вставляя большой пальчик себе в рот. Кроме того, у младенца ярко выражены основные рефлексы – сосательный, глотательный и отталкивание ножками.
Повышенный тонус мышц заставляет малыша сжимать ручки в кулачки, поэтому хватательный рефлекс пока что никак не проявляется. Первая погремушка появится в его жизни только через 2 или даже 3 месяца.
Несмотря на то, что поведение новорожденных детей является довольно простым и легко прогнозируемым, у молодых и неопытных мам нередко возникают вопросы по поводу ухода и кормления. Ведь все детки разные.
Одни крепко спят и просыпаются раз в 3 часа на «обед», другие постоянно ерзают, засыпая совсем ненадолго и то только на маминой груди, а третьи, наоборот, ведут себя настолько вяло, что мамам самим приходится будить их, чтобы они хоть немного поели.
Для того, чтобы, несмотря на все свои особенности, ребенок рос здоровым и крепким, новоиспеченная мама должна очень трепетно относиться ко всем проявлениям его настроения, стараясь дать крохе именно то, что ему в данный момент нужно.
Поведение новорожденного до месяца
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, как много в нас заложено природой, и как мало мы на самом деле контролируем. За протекание беременности у женщин полностью отвечают гормоны. Подробнее об этом Вы можете прочитать в нашей статье «Гормоны при беременности».
Один из этих гормонов, окситоцин, значительно влияет на психологию женщины, помогая ей ощутить себя мамой и вызывая у нее нежные чувства по отношению к малышу. Но если внимательно рассмотреть поведение новорожденного в первый месяц, оно тоже на все 100% направлено на то, чтобы привязать свою мамулю к себе.
Кроха постоянно ищет губами грудь и начинает плакать, когда мамы нет рядом. На руках у мамы он успокаивается, внимательно прислушиваясь к ее голосу. А если женщина нервничает и кричит, младенец тоже начинает беспокоиться и реветь.
Хотя другие громкие звуки, например, звон посуды или телевизор, абсолютно никак не влияют на поведение новорожденного до месяца, так как слух и зрение ребенка пока довольно слабые. Предметы видятся ему затуманенными. И лучше всего он может концентрировать взгляд на расстоянии 25 см.
Поэтому дети так обожают рассматривать лица людей, склоненные над кроваткой. А вот другие сцены из семейного быта никак их не интересуют.
Кормление новорожденных
Зачастую поведение новорожденных во многом обусловлено их режимом питания, так как дети просыпаются, чтобы поесть, а пополнив запасы энергии, снова засыпают. И мамы всегда очень трепетно следят за тем, чтобы кормление новорожденного ребенка было регулярным. Но как же понять, как много молока нужно младенцу, и достаточно ли энергичным является малыш. Все очень просто.
Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, обычно более пассивные. Они могут спать сутки напролет, просыпаясь лишь для того, чтобы получить в рот бутылочку со смесью. Груднички же обычно более активные. Они могут возиться возле груди, потом немного пососать, затем снова отвернуться. Для них грудь – это не только еда. Это еще и процесс общения с мамой.
А также не забывайте о том, что именно ребенок несет ответственность за наличие у мамы достаточного количества молока. Если молока не хватает, процесс питания будет затягиваться надолго, пока кроха не получит вдоволь любимого напитка. Если же молока много, и оно идет довольно легко, то малыш, скорее всего, будет кушать без остановок, а наевшись, быстренько заснет.
Главное, что должна понимать мама, — если она кормит ребенка грудью, все, что он при этом делает, является нормой. Даже если младенец постоянно вертится на руках и просит грудь, это совершенно естественно и не является поводом для беспокойства. Главное, что процесс идет, и уже очень скоро все нормализуется.
А вот если малыш постоянно спит или постоянно плачет навзрыд, это, конечно, повод обратиться к врачу, чтобы опытный специалист разобрался, какая проблема мучает кроху.
Любимой темой для дискуссий в последние годы является регулярное прикладывание к груди или кормление новорожденных по требованию. Мнение родителей и педиатров по этому поводу разделилось. Одни выступают за регулярное кормление раз в 3 часа, а другие – за прикладывание к груди по требованию.
Конечно, каждая мама вправе выбирать то, что ей больше нравится. Но если речь идет о ребенке до месяца, его обязательно нужно прикладывать к груди так часто, как он хочет. Не бойтесь его «приучить». Не позволяйте, чтобы Ваш малыш оставался голодным. Все дело в том, процесс лактации только устанавливается.
Младенец еще совсем слабый, чтобы за один раз высосать достаточный объем молока. Его желудок еще слишком маленький, чтобы вместить это молоко. А если он высосет немного, то дальше у мамы не начнет вырабатываться достаточный объем молока.
Поэтому в первые недели, пока все только настраивается, берите кроху на руки при первом же всхлипывании и прикладывайте к груди.
Появившись на свет, младенец переживает первый в своей жизни кризис – кризис рождения. И поэтому именно в первый месяц после родов малыш остро нуждается в мамином тепле и ласке.
Только постоянное общение ребенка с мамой способно дать ему ощущение безопасности в этом мире. Именно на это и направлено его поведение. Не игнорируйте сигналы, которые посылает Вам маленький человечек. Реагируйте на каждое его движение.
И пока воспитывать кроху еще рано, просто дарите ему свою любовь.
Источник: http://bambinostory.com/povedenie-novorozhdennyh/
Развитие социального поведения новорожденного ребенка
2.Все они запаздывали в умственном развитии, характерном для развития детей в обычных условиях.
3.Их дальнейшее перевоспитание было крайне затруднено.
Общепризнано представление о том, что сознание человека является результатом его участия в жизни организованных социальных групп с момента рождения. По мнению А. В. Брушлинского (1991), такое участие может оказаться про-
дуктивным только в том случае, если ребенок обладает «изначальной социальностью» в качестве необходимой его предпосылки. Благодаря этому качеству ребе-
нок, минуя животную стадию развития, сразу же включается в культуру социальной среды, участвуя вместе с другими в ее развитии. При этом вместе с развитием активности ребенка как субъекта происходит одновременное овладение навы-
ками общения в социуме.
Изначальная социальность ребенка не только способствует его психиче-
скому развитию, но и требует постоянных, устойчивых, заинтересованных его контактов со взрослыми. Напомним, что новорожденный обладает всем необходи-
мым для участия в социальном взаимодействии. Совершенствование техники научных исследований развития социального поведения младенцев(применение в наблюдении рапидной съемки) позволило обнаружить, что уже в первые недели жизни дети способны к организованным избирательным реакциям на воздействия
со стороны взрослых и достаточно сложному взаимодействию с ними.
В. Кондон обнаружил, что новорожденный способен двигаться синхронно ритму речи взрослого. Скоростная киносъемка позволила увидеть, что движения
матери и младенца представляют собой гармонично сочетающиеся взаимные
приближения и отступления – как бы своеобразный вальс. Эти факты получили название явления синхронизации сложных действий матери и младенца(Авдеева Н. Н. и др., 1986; Г. Крайг, 2000).
Готовность новорожденного к социальному взаимодействию проявляется, в
частности, в том, что он, по данным Д. Б. Годовиковой, при воздействии различ-
ными звуками проявляет максимальную реактивность в форме ориентировочной, поисковой реакции в ответ именно на интонированную фразу (Рыбалко Е. Ф., 1990
).
«Спонтанная» («гастрическая») улыбка
– улыбка новорожденного, появляющаяся или спонтанно, или при удовлетворении каких-либоего потребностей, или в комфортных условиях, например,
при купании его в теплой воде.
Уже к трем неделям жизни при условии постоянного и тесного контакта с
матерью новорожденный способен фиксировать свой взгляд на глазах матери.
Однако самым поразительным оказалось ,точто уже трехмесячный или чуть старше ребенок способен участвовать в играх взрослого с ним. Повторяя движения взрослого взглядом, ребенок то отводит глаза в сторону, то смотрит на лицо
играющей с ним матери, тем самым помогая ей определить темп и ритм движений
во время игры, например при игре в «козу» или «ладушки».
Первым отчетливым проявлением социальной активности младенца является то, что он начинает улыбаться в ответ на голос матери или на ее появление в его поле зрения. В атмосфере любви и непрестанных разговоров с ребенком пер-
вая «социальная» улыбка появляется у малыша уже к концу первого месяца его жизни, что знаменует собой окончание периода ново-рожденности.До этого момента дети также могут улыбаться и проявлять иные мимические реакции, например при купании или после еды. Однако поскольку эти действия младенца еще не
направлены на кого-либо,они получили название«спонтанной» или «гастрической» улыбки.
Развитие социального поведения ребенка после периода новорожденное™ До 6 месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер. В качестве средств общения в это время выступают эмо-
циональные реакции.
После 6-8месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми –ситуативно-деловой,при котором в
качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом.
Эмоциональное общение – общение посредством так называемых вырази-
тельных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д.
Ситуативно-деловоеобщение – здесь: общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по
себе совместное действие.
Предметное общение
Общение ребенка со взрослыми не только способствует формированию у него так называемого базового доверия к миру, но также, что крайне немаловаж-
но, очень рано открывает ребенку пространство предметов– вещей, в которых
воплощен общественно-историческийопыт взаимодействия с физическим миром. С помощью языка, а также других средств общения взрослый вводит ребенка в
мир, который имеет строгую организацию, в котором каждая вещь и каждый пред-
мет занимают определенное место и выполняют определенные функции. Продуктивность взаимодействия ребенка с предметами, в частности с игрушками, обязательно связана с его общением со взрослыми Известно, что малыш испытывает наибольший интерес к тем вещам и игрушкам, которые побывали в руках у взрос-
лого или которыми он играл со взрослым.
Еще не владея речью, ребенок вступает в активное общение со взрослым, используя при этом жесты, мимику, вокализации. Таким образом, он всем своим
поведением дает понять, что требует сотрудничества.
С помощью жестов и голоса он обращается к взрослому для того, чтобы заполучить какой-нибудьпредмет, или дает понять, что хочет приблизи гься к чемуто, рассмотреть, открыть, достать, потрогать. Так игрушки становятся активно используемыми средствами общения. Взрослый превращается в партнера по-со
вместной деятельности, причем партнера, который не только показывает ребенку,
как надо играть и что делать, но кроме этого еще и оценивает, насколько успеш-
ной была попытка малыша совершить то или иное действие. Именно поэтому в
подобном общении взрослого с ребенком все более важной становится роль одобрения и порицания действий, совершаемых малышом.
Предметное взаимодействие со взрослым может превращаться в игру, ини-
циатором которой является ребенок. Он может, например, протягивая волчок,
этим жестом просить его завести. Или же может бросать игрушку на пол и ждать, чтобы ему ее подняли. К этому времени ребенок уже понимает значение отдельных слов, может отличать ласковые интонации от упреков, хотя развитие речи у него находится на стадии лепета.
Речевое общение
В возрасте до одного года понимание ребенком речи взрослого носит еще сугубо ситуативный характер. Ребенок скорее реагирует на интонацию и выражение лица близкого человека, чем на собственно значение сказанного им слова. Значения слов представлены ему единичными объектами в знакомых ситуациях.
На втором году жизни начинает стремительно развиваться процесс обобщения. К концу второго года ребенок имеет активный словарный запас– уже в
два-тридесятка слов. Он может уже связывать их в предложения, состоящие издвух-трехслов. Несмотря на то что слова произносятся неправильно, ребенок может уже с их помощью выразить свое желание, приглашение, вопрос.Где-тоименно в этом возрасте адресованные взрослому неоформленные возгласы с
просьбой назвать предмет заменяются первыми вопросами типа «Что это?».
Подражание – источник развития ребенка
Подражание – здесь: воспроизведение ребенком в своих действиях поведения взрослого в различных ситуациях. Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание взрослым, которое
приобретает в разные периоды жизни самые различные формы.
У младенца до шести месяцев подражательные действия являются исключением, поэтому основная форма подражания ребенка в этот период представля-
ет собой эмоциональное заражение. Оно способствует формированию между ребенком и взрослым пространства непосредственно-эмоциональногообщения.
Благодаря механизму эмоционального заражения ребенок воспроизводит предречевые вокализации, которые создают модель интонационной, ритмической и фонематической стороны взрослой речи.
– Механизм
эмоционального заражения
– появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.
После 6 месяцев подражание становится подлинным источником развития,
поскольку именно подражание является основой для овладения ребенком новыми средствами коммуникации и спо-
собами предметных манипуляций.
В этот период подражание ребенка взрослым приобретает новую форму–
форму «копирования» (Шаповаленко И. В., 1988), причем до 1 года копируются
действия с конкретным предметом, после 1 года происходит перенос действий на сходные предметы – «курение», говорение по «телефону», а ближе к 2 годам ре-
бенок уже может воспроизводить цепочки предметных действий, например «укла-
дывать спать» другого человека.
Резюме
Основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движе-
ний, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется
стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интен-
сивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференциро-
ванной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.
Вопросы для повторения
1.Каковы две основные формы человеческого поведения?
2.Как проявляется рефлекс Моро?
3.Чем отличается спонтанная улыбка от социальной?
4.К какому возрасту у ребенка формируется ситуативно-деловойтип общения со взрослыми?
5.Что такое «механизм эмоционального заражения»?
6.Когда ребенок начинает не просто подражать действиям взрослых, но копировать их?
Ключевые термины и понятия
• Схема тела
Источник: https://StudFiles.net/preview/5250554/page:19/