Психология малыша в утробе

Эмоциональное развитие плода и психологическая связь матери с ребенком

Психология малыша в утробе

Пока ребенок находится в материнской утробе, развиваются не только его системы и органы. Во время беременности происходит активное эмоциональное развитие плода: с определенного этапа он способен чувствовать, обретает собственное сознание, чувствительность к происходящему с матерью и даже может гримасничать, таким образом отвечая на внешнее воздействие.

Психическое развитие плода во время беременности

Наука идет вперед семимильными шагами. Еще каких-то сто лет назад известнейший психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что психическая жизнь человека начинается после рождения. С большими оговорками он соглашался с мнением о появлении эмоций у плода во время родов.

Но если бы нашелся такой смельчак, который высказал бы догадку о существовании эмоций у плода во внутриутробной жизни, его подняли бы на смех, обвинили в невежестве и посчитали бы душевнобольным. А сейчас уже никого не удивишь этим сообщением.

Мало того, в психологии существует отдельное направление — перинатальная психология, изучающая чувства, эмоции, развитие сознания у человека еще до его рождения.

В этом вопросе наука на много тысяч лет отстала от простых неграмотных женщин, которые своим материнским инстинктом уже тогда чувствовали: «он все понимает».

В настоящее время благодаря современным методам наблюдения за плодом достоверно известно, что развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием. На определенном этапе психического развития, плод способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями.

Уже в 8-9 недель появляется и развивается кожная чувствительность, и эмбрион ощущает тепло амниотической жидкости и воздействие ее волн на тельце. На 4-м месяце плод уже имеет вкусовую чувствительность, отвечая на горький вкус околоплодных вод гримасой недовольства и урежением глотания.

Но стоит маме выпить чайку с большим куском торта, как малютка начинает глотать и причмокивать от удовольствия.

На 16-й неделе беременности у плода появляется реакция на звуки. Различать звуки по-настоящему он научится только после 24-й недели, когда закончится формирование органов слуха, но сейчас он воспринимает звуковые вибрации через кожу. Младенец не только слышит звуки, он еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются.

Новорожденный, которому едва исполнилось 3—4 часа, успокаивается, как только услышит материнский голос, а частота сердцебиений у него замедляется. Ведь голос мамы — один из немногих знакомых и утешительных звуков в новом для него мире.

Успокаивающим действием обладают на новорожденных привычный стук материнского сердца, и даже урчание кишечника — именно на этом звуковом фоне прошла вся его предыдущая жизнь.

Для эмоционального развития плода очень важно в этот период познакомить ребенка с голосом отца. Он слышит голос папы извне, когда происходит общение родителей между собой, но этого недостаточно.

Плод должен воспринимать звуки отцовского голоса, обращенные непосредственно к нему и подкрепленные поглаживаниями, постукиваниями, поцелуями маминого живота.

Так налаживается психическая связь ребенка с отцом и между всеми членами семьи.

К концу второго триместра глаза у ребенка полностью сформированы, но пока не налажена их связь с головным мозгом, о настоящем зрении не может идти и речи, но чувствительность к свету уже имеется: при попадании на живот яркого света плод активно двигается в поисках укромного местечка и зажмуривает глаза. Они откроются только на 27-й неделе, когда ребенок сможет различать черный, белый и серый цвета, отличит день от ночи и увидит смутные очертания своих рук и пуповины.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком: каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и он своим поведением сообщает ей о своей радости или недовольстве.

Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, можно наблюдать с помощью аппарата УЗИ. На основе этих наблюдений смонтированы фильмы, демонстрирующие насыщенную событиями внутриутробную жизнь и реакцию плода на изменения, происходящие в организме матери.

Психологическая связь матери и ребенка настолько высока, что негативные эмоции, страх и гнев матери вызывают у плода судорожные движения, учащение пульса, редкие «дыхательные» движения.

Психологический стресс, на фоне которого протекает беременность, повышает уровень кортизола в крови матери и плода, формируя плацентарную недостаточность и условия для развития гипоксии плода. Такие дети растут беспокойными, тревожными, требуют наблюдения психоневролога и длительной реабилитации.

Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Но вряд ли найдется на всем белом свете та счастливица, которая всю беременность только и делала, что улыбалась и радовалась жизни.

Скорее такое поведение свойственно душевнобольным, нежели нормальным людям. Беременность не окружает женщину защитным панцирем, а, напротив, делает ее более чувствительной к невзгодам и несправедливости повседневной жизни.

Поэтому обиды, огорчения, перепады настроения неизбежны на этом длинном и нелегком пути, а ваш жизненный опыт становится жизненным опытом вашего дитя.

Главное, вы должны себе внушить, что самая важная для вас задача — выносить и родить здорового ребенка, обеспечить ему отличное психическое развитие, и все горести и неприятности, вместе взятые, не стоят того, чтобы «зацикливаться» на них и жертвовать здоровьем, не родившегося еще малыша.

Отодвиньте их от себя подальше и вспомните мудрую Скарлетт, которая перед сном отгоняла мысли о неприятном: «А об этом я подумаю завтра». Вы же подумаете обо всем после родов, а еще лучше забыть о неприятностях вообще или до окончания периода лактации. Если же вам пришлось понервничать, испытать сильные негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и извиниться перед ребенком за доставленное ему беспокойство.

Ни у кого не вызывает сомнения способность еще не родившегося ребенка чувствовать и реагировать на ту информацию об окружающем мире, которая становится ему доступна. Пребывая в материнской утробе, он на протяжении многих месяцев готовится выйти в новый для себя мир.

Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка, — это желать его всей душой, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи.

Старайтесь вести спокойный образ жизни, читать добрые книги, слушать спокойную мелодичную музыку, наслаждаться видами природы. Избегайте просмотра триллеров, «ужастиков» и телепередач, смакующих жестокие события и красочно описывающих действия очередного кровавого маньяка.

Исследования показывают, что эти эпизоды вызывают беспокойство ребенка: он начинает активно двигаться, а частота сердечных сокращений у него ускоряется.

Когда нужно начинать разговаривать с плодом во время беременности?

Перинатальные психологи утверждают, что умственное развитие ребенка следует начинать уже в материнской утробе.

Помните байку о том, как мать спросила у мудреца, когда надо начинать воспитывать новорожденного, и получила ответ: «Ты опоздала на 9 месяцев»? Многие родители опаздывать не хотят и применяют различные методики стимуляции психологического и умственного развития еще до рождения малыша.

Эти занятия не только способствуют развитию способностей малыша, но и обогащают общение родителей с ребенком, а также сообщают ему положительные эмоции и вырабатывают уверенность в том, что он любимый, единственный и долгожданный. А эта уверенность необходима малышу при попадании из уютного мирка материнской утробы в холодный, пугающий и незнакомый мир.

Нужно ли разговаривать с плодом и когда начинать это делать? Нужно – однозначно, причем буквально с первых дней беременности.

Возьмите за правило ежедневные беседы с малышом. Нужно начинать разговаривать с плодом и когда вам весело, и когда вам грустно. Рассказывайте ему о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям.

Не забывайте сообщить, что ваши родители с нетерпением и радостью ждут внука (внучку) и уже мешками покупают игрушки. Многие женщины не сразу могут преодолеть психологический барьер, препятствующий общению с плодом.

Они не знают, как разговаривать с плодом, чувствуют скованность и неготовность к такому разговору, скорее напоминающему монолог. А некоторые даже посмеиваются над такими советами: «Что я, ненормальная, что ли, с животом разговаривать?» Это свидетельствует о психологической неготовности женщины стать матерью.

Общение с малышом необходимо не только ребенку, но и маме для установления более полной и крепкой связи с ним. Не беспокойтесь, у вас получится. Надо только преодолеть смущение и сделать первый шаг, вернее, произнести первое слово.

Сначала сделайте это мысленно, обратившись к нему с какими-нибудь ласковыми словами, например: «Привет, мой маленький! Как ты там? Это я, твоя мама!» А потом произнесите эти слова вслух и убедитесь, что это не так уж и трудно. Еще несколько попыток — и наладится активный диалог: словесный с вашей стороны и двигательный со стороны плода.

Разговаривать плодом время беременности должен и отец ребенка. Пусть он тоже расскажет вам обоим, что интересного произошло с ним за день, а малышу поведает о том, как вы вместе будете играть, гулять, совершать путешествия по окрестностям.

Неважно, о чем будут эти беседы, главное, дать ребенку почувствовать себя важным членом вашей маленькой семьи. Вскоре вы заметите, что малыш принимает активное участие в беседе, постукивая кулачком или пяточкой в том самом месте, где поглаживаете животик вы.

Наблюдения за плодом во время УЗИ показывают, что его голова движется вслед за рукой отца, поглаживающего живот.

Влияние музыки и книг на плод во время беременности

Исследования доказали, что влияние музыки на плод время беременности очень велико. Он любит слушать произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна, народные песни и эстрадные хиты с запоминающейся мелодией. А как влияет на плод «тяжелая» музыка, наподобие рока? На такие звуки ребенок отвечает беспокойством, усиливающимся при приближении к источнику исполнения.

Самой лучшей музыкой для него является пение матери, способствующее (по утверждениям психологов) развитию верхних конечностей и мелких движений кисти. Если поет отец (бас, баритон), то ускоряется развитие нижних конечностей, и в дальнейшем ребенок рано начинает ходить. Еще лучше действует на психомоторное развитие ребенка совместное пение матери и отца.

Под воздействием такого дуэта дети вырастают спокойными и уравновешенными. Не испытывайте смущения по поводу отсутствия музыкального слуха и несовершенства голоса, пойте любимые песни, отдавая предпочтение детскому репертуару с простыми и запоминающимися мелодиями: про зайчиков и курочек, пр
о медвежонка и собачку, про козочку и лошадку.

Обязательно пойте колыбельные песенки. Доказано, что ребенок запоминает часто повторяемые песенки, после рождения узнает их и быстро успокаивается. Да вы и сами сможете в этом убедиться. Выберите какую-нибудь мелодию или песню и давайте малышу прослушивать ее через наушники, приложенные к животу.

Через несколько дней после рождения включите эту музыку и по изменившемуся поведению малыша увидите, что он узнал ее.

Не менее чем музыка, для психологического развития плода важно чтение матерью книг. Выбирайте книги, вызывающие положительные эмоции, а специально для малыша читайте вслух сказки и комментируйте их содержание, фиксируя внимание на доброте и хороших поступках персонажей.

Для эмоционального развития малыша читайте ему детские стишки, подчеркивая их ритмичный рисунок. Чувство ритма формируется у ребенка до рождения.

Это можно подтвердить фактом существования во внутриутробном периоде самого главного ритма — чередования периодов сна и бодрствования.

Некоторые продвинутые родители начинают обучать своих еще не родившихся детей иностранным языкам. Толчок этому движению дали предположения психологов о том, что если на последних месяцах беременности дитя слышит диалог между матерью и отцом на иностранном языке, ему удается легче усвоить этот язык в первые годы жизни.

Общение родителей с ребенком в период внутриутробного развития формирует у него чувство защищенности и уверенность в доброжелательности окружающего мира.

Источник: https://ladycharm.net/2018/08/emocionalnoe-razvitie-ploda/

Авторский блог по психологии. Практические рекомендации, обсуждения

Психология малыша в утробе

Эта статья скорее «инструкция по применению» для будущих родителей. До недавнего времени информации о внутриутробном развитии ребёнка было немного. В настоящее время, благодаря ультразвуковой диагностике и экспериментальным технологиям, мы узнаём не только, какого пола будет малыш, но и о том, как он проживает и формируется в течение 9 месяцев.

Английские исследователи Аннет Кармилофф (профессор психологии) и Кира Кармилофф (магистр психологии) длительное время изучали детское развитие и опубликовали результаты своего труда не только в научных статьях, но и в книгах. Очень советую будущим родителям прочитать книгу «Всё, о чём спросил бы ваш ребёнок, если б умел говорить», автором которой они являются. Узнаете много полезной информации.

Если некоторые молодые супруги считают, что во время беременности их будущий наследник/наследница всего то комфортно плавают в околоплодной жидкости и надёжно защищены, то они глубоко ошибаются.

Будущие мамы должны не только беречь своё здоровье, заботиться, о том как научиться пеленать или купать, как собрать будущих гардероб малыша, они, в первую очередь, должны знать, как формируется их ещё не родившийся ребёнок.

Развитие ребёнка в утробе матери

  1. Конечности и главные органы: сердце, лёгкие, почки и мочевой пузырь формируются в первые три месяца беременности (первый триместр), а потом постепенно увеличиваются в размерах.
  2. На седьмой неделе созревания сердце ребёнка начинает биться, хотя ещё до конца не сформировано.

  3. Глаза, ноздри и рот начинают формироваться к восьмой неделе.
  4. Мозг плода меняется в этот период достаточно быстро. А вот система связей между клетками головного мозга интенсивно развивается только после рождения.

    К 7 месяцам внутриутробного развития малыш обладает почти полным набором мозговых клеток, необходимых для всей последующей жизни. Однако отделы мозга, отвечающие за обоняние, вырабатывают клетки после рождения.

  5. На ранних сроках слуховая система ещё развита слабо, она развивается в возрасте 15-20 недель.

    На 16 неделе малыш воспринимает звуки, а к 26 реагирует на них.

  6. В утробе малыш очень восприимчив к биению материнского сердца и звукам материнского голоса. Голос матери он сразу узнает, появившись на свет, и отличит от непривычных чужих.
  7. В последние три месяца очень активны моторные возможности (двигательные).

    Если следить за движениями ребёнка, то можно понять, как действуют на него звуки музыки или ваши разговоры: возбуждающе или успокаивающие. Кроме того начинает складываться свой цикл бодрствования и сна.

  8. В промежутках периодов сна, он сосёт большой палец, хватается за пуповину, активно меняет положение тела.

  9. Последний триместр – самый активный. Малыш «подслушивает» ваш разговор, отличает мужской голос от женского, реагирует на изменения в интонации и резкой смене освещения, ощущает перемены настроения матери и чувствует физиологические признаки материнского состояния.

  10. Всё, что необходимо развивающемуся организму передаётся через плаценту и пуповину, благодаря материнскому кровообращению. Женщина должна внимательно следить за тем, что попадает в её организм, потому что питание для плода передаётся через кровь. А околоплодная жидкость может приобретать вкус того, что ела или пила мать.

    У шестимесячного плода во рту уже есть вкусовые сосочки, и он может определить горькая, солёная или сладкая жидкость плаценты. Исследования показывают, что младенцы в утробе предпочитают сладкий вкус.

  11. Начиная с 32 недели ребёнок может запоминать музыку, которая звучит каждый день, и узнать её после рождения.

    На 38 неделе он начинает различать музыкальные стили. Если резко поменять звучащую музыку, например, поп- или рок– на классику, то последует смена реакций: возбуждение на умиротворение или наоборот.

  12. На 26 неделе веки плода раскрываются и начинают моргать и малыш вращает глазами. Видеть он не способен, может отреагировать на смену освещения, а цвета и формы различать – только после рождения.

Развитие психики ребёнка в утробе матери

Мир ребёнка в утробе матери – это мир самой матери. Насколько будет здорова или травмирована психика малыша напрямую зависит от материнского психологического здоровья и состояния.

В семье должна быть спокойная миролюбивая обстановка, потому что на клеточном уровне малыш впитывает ту информацию, которая окружает его мать. Беременная женщина не должна быть подвержена конфликтам, стрессам, переживаниям, страхам.

Надо исключить эмоциональные потрясения и разочарования.

Чтобы у ребёнка сформировалась здоровая и устойчивая психика, мать сама должна быть с устойчивой психикой. Если по каким-то причинам возникают эмоциональные срывы, то важно скорее с ними справиться и войти в состояние покоя.

Будущим родителям необходимо позаботиться о создании в период беременности комфортных психологических условий.

Ведь эмоциональное состояние ребёнка уже в первой половине беременности изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие от неё гормоны.

В период дительных стрессовых состояний в крови матери образуется избыточное количество гормонов стресса (катехоламины), влияющих на формирующийся мозг и психику ребёнка. Регулярное негативное эмоциональное состояние может передаться малышу и стать доминирующим после его рождения.

Положительные эмоции матери вырабатывают гормоны успокоения и радости (эндорфины) и способствуют эмоциональному спокойствию и усилению роста плода.

Следует помнить, что с 6 по 9 месяц активно формируются психические особенности и индивидуальные особенности его нервной системы.

Учёными установлено, что если на первом месяце беременности возникло травмирующее влияние на мозг плода, то это скажется на отклонении в поведении ребёнка. 4, 5, и 6 месяцы внутриутробной жизни самые активные для развития мозговых структур, играющих важную роль в формировании эмоций.

Понятно, что создать идеальные условия для беременной женщины не всегда удаётся: не минуешь нервных срывов, огорчений, тревог, стрессов, но, к сожалению, это основная причина появления в будущем различных патологических состояний и отклонений у ребёнка: психологических, соматических, поведенческих.

В заключение

Если вы хотя бы однажды посещали психолога с проблемой вашего ребёнка, то первый вопрос, который он вам задавал, был о протекании вашей беременности. А если вы обращались со своей личной проблемой, то вопрос был связан с вашим детством. Теперь понимаете почему.

Всё начинается с момента зачатия, а не с момента рождения. Мать и неродившийся ребёнок – это единое целое. Если даже окружающая вас обстановка или условия не позволяют вам спокойно переносить беременность, вы должны самостоятельно сделать всё возможное, чтобы её создать. Возьмите всё в свои руки, ведь семья и жизнь без детей неполноценна.

По моему мнению, будущая мать, в первую очередь, ответственна за своего ребёнка. Можно многим поступиться, от многого отречься ради благополучия маленького милого человечка, которого вы носите в себе.

Источник: http://sherbakova.com/razvitie-rebyonka-v-utrobe-materi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.