Расстройства поведения у детей и подростков: лечение, причины, симптомы
Психические расстройства у детей
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.
Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.
По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.
После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.
Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.
Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.
Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.
Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.
При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.
Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.
Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.
Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.
Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.
Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.
Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.
Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.
Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.
Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Источник: http://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/
Расстройство поведения у детей – что это и как справляться?
Расстройство поведения – это проблемы у детей и подростков, которые могут вызывать агрессию и тенденцию к правонарушениям. Модели поведения включают агрессию к животным и другим людям, и особенно противозаконные мероприятия, такие как сознательные пожары, воровство и вандализм.
– Агрессия ребенка и непонимание родителей
Семья имеет ключевое влияние на развитие у ребенка расстройств поведения. Варианты лечения включают поведенческую терапию, психотерапию, методологию подготовки родителей и функциональную семейную терапию.
Данное расстройство является одним из группы поведенческих расстройств именуемых подрывными расстройствами поведения, которые включают в себя оппозиционно-вызывающее расстройство (OВР) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Раннее вмешательство и лечение очень важно, поскольку дети подвергаются повышенному риску развития ряда проблем во взрослой жизни, включая употребление психотропных веществ, расстройства личности и психических заболеваний.
Характеристика расстройства поведения
Некоторые типичные формы поведения ребенка с данным расстройством могут включать:
- Отказ подчиниться родителям или другим авторитетным фигурам
- Прогулы занятий
- Склонность к употреблению наркотиков, включая табак и алкоголь, в очень раннем возрасте
- Отсутствие сочувствия к другим
- Злобное и мстительное поведение
- Агрессию к животным
- Агрессию к людям, в том числе запугивание и физическое или сексуальное насилие
- Склонность тусоваться в бандах
- Склонность к дракам
- Использование оружия в драках
- Закононарушительное поведение – кражи, умышленные пожары, сексуальное насилие и вандализм.
- Склонность убегать
- Трудности в обучении
- Низкая самооценка
- Суицидальные наклонности.
Ссылки на другие поведенческие расстройства
Ребенок, у которого развивается данное расстройство обычно раздражителен и обладает тяжелым темпераментом во младенчестве – хотя у большинства трудных детей не развиваются расстройства поведения.
Около трети детей с OВР также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Каждый пятый ребенок с группы риска находится в депрессии. Поведенческое расстройство (ПР) обычно диагностируется, когда ребенку от 10 до 16 лет, у мальчиков, как правило, диагностируется в более раннем возрасте, чем у девочек.
Влияние семьи на развитие поведенческих проблем
Влияние родителей на поведение детей
Причины неконструктивного поведения расстройства неизвестны, но исследователи обнаружили, что хотя не у всех детей есть семейные трудности, но влияние семьи на развитие проблемы очень значимо. Некоторые из факторов, которые повышают риск заболевания ребенка, включают такое:
- Родители не устанавливают ограничения на поведение ребенка
- Родители, которые не довели дело до конца с последствиями неприемлемого поведения (например, родитель может угрожать выключить телевизор на ночь, но потом этого не выполнить, когда поведение ребенка не меняется)
- Отсутствие родительского контроля ребенка или подростка
- Бедность
- Большие семьи
- Агрессивных родителей, особенно отца
- Супружеские конфликты
- Насилие в семье
- Родители с проблемами психического здоровья
- Родители, которые вовлечены в нарушение закона
- Жестокое обращение с детьми
Другие факторы
Другие факторы, которые могут способствовать появлению или усугублению поведенческого расстройства включают:
Возможные последствия
Без лечения, некоторые из возможных последствий в зрелом возрасте для детей с поведенческим расстройством включают:
- Проблемы психического здоровья, включая расстройства личности
- Депрессию
- Алкоголизм
- Лекарственную зависимость
Диагностика заболевания
Поведенческое расстройство очень схоже с другими подобными заболеваниями, как гиперактивность с синдромом дефицита внимания и опозиционно-вызывающее расстройство, и это затрудняет диагностирование.
Ставить диагноз расстройства поведения ребенку или подростку должен только детский врач-психиатр, или педиатр, специализирующийся в области поведения расстройства.
Профессионал сделает свою оценку исходя из своих наблюдений и бесед с родителями, одногодками и учителями.
Лечение
Одной из серьезнейших проблем в лечении ребенка с поведенческим расстройством является преодоление недоверия к другим, особенно к авторитетным фигурам. Нежелание ребенка соблюдать какие-либо правила также должно быть учтено. Это может занять некоторое время, чтобы разгадать различные факторы, которые вносят вклад в поведение ребенка и принять соответствующие меры.
Лечение зависит от индивидуальных особенностей, но может включать:
- Терапию поведения
- Познавательную поведенческую терапию
- Управление гневом
- Стресс-менеджмент
- Социальные навыки
- Специальные образовательные программы
- Семейную терапию
- Комплексный подход к семье, учителям и других воспитателей
- Управление любыми сопутствующими проблемами
- Лекарства (в случае сосуществующей депрессии или СДВГ).
Где получить помощь
- Ваш врач (он изучит внимательно содержание истории болезни, сделает первичный осмотр и заключение, и даст направление)
- Детский или подростковый психолог
- Детский психиатр
За консультацией психолога, а так же для помощи в выборе детских специалистов других профилей обращайтесь по ссылке ниже:
Получить консультацию >>
Источник: http://psyzona-info.kz/povedencheskie-rasstroystva.html
Гиперкинетическое расстройство поведения
Нарушения в поведении у детей и подростков. Причины и формы поведенческих нарушений.
Поведениенекоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличаетсяот поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школыи общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных,а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Оно включаетантидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они посвоему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениямив развитии личности и ее реагирования.
Чаще это поведение – реакции детей иподростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы иболезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом.
Возможность появления отклонений вповедении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Половоесозревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитиив одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других – нарушения поведения (претенциозность,вспыльчивость, агрессивность) расстройствовлечений; особенно сексуального.
Призадержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность,неуверенность, импульсивность и трудностиприспособления.
Возникновение нарушений поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями.
Среди поведенческих нарушений выделяютследующие:
Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности,требующей умственного напряжения,тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой ичрезмерной активностью.
С этим могут сочетаться безрассудность,импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получатьдисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушенияправил.
Во взаимоотношениях со взрослымине чувствуют дистанции, дети их нелюбят, отказываются с ними играть.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей
Оновключает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое),проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями иродственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,жестокость по отношению к ним, поджогидома.
Несоциализированное расстройство поведения
Характеризуетсясочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другимидетьми.
Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстникамии проявляется в изоляции от них, отверженииими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками.
По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок.
Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивлениеавторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости,разрушительные действия, поджоги,
Социализированное расстройство поведения
Оноотличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы,уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникаету общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальныхсверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми,представляющими власть, отношенияплохие.
Смешанные,поведенческие и эмоциональные расстройствасочетание стойко
агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными
симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным
страданием,потерей интересов, утратой удовольствияот живых, эмоциональных игр и занятий,в самообвинениях и безнадежности, В других – нарушения поведениясопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниямииз-за своего здоровья.
Делинквентное поведение
Подразумеваютсяпроступки, мелкие провинности, не достигающие степени
криминала,наказуемого в судебном порядке. Онопроявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные – недостатки воспитания.
У 30%-80% делинквентных детей – неполная семья, 70% подростков – с серьезныминарушениями характера, 66% – акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза40% с делинквентным поведением. У половиныиз них оно сочеталось с психопатией.Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.
Четверть госпитализированных – спобегами.
Первыепобеги происходят в страхе наказанияили как реакция протеста, а
затемпревращаются в условно-рефлекторныйстереотип. Побеги возникают:
.как следствие недостаточного надзора;
.в целях развлечения;
.как реакция протеста на чрезмерныетребования в семье;
.как реакция на недостаточное вниманиесо стороны близких;
.как реакция тревоги и страха наказания;
.вследствие фантазерства и мечтательности;
.чтобы избавиться от опеки родителейили воспитателей;
.как следствие жестокого обращения состороны товарищей;
.как немотивированная тяга к переменеобстановки, которой
предшествуетскука, тоска.
Ранняяалкоголизация и наркотизация (аддиктивноеповедение).
Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании.В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в
подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляюталкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления – быть своим вкомпании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическоесостояние. В дальнейшем выпивают,принимают наркотики для веселогонастроения, для большей раскованности,самоуверенности и т.п.
Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) – угрожающий предшественник алкоголизма.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1668591/