Разлука с ребенком

Влияние на развитие и характер ребенка разлуки с матерью в раннем возрасте

Разлука с ребенком

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

 Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают.

Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела.

Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям.

Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства.

Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии. 

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.

В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает  в себя три стадии.

Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается.

В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так.

Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности.

Так может возникнуть «личность, лишенная любви» — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» — человек, жертвующий своими интересами,  разрушающий себя ради интересов других.

За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких  отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте.

Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие.

Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.

Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения.

Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами.

Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности.

В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им.

Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры.

Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено.

Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка.

У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может.

Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом,  лучше понять себя в настоящем

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено  детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Источник: http://spb-nv.com/info/articles/vliyanie-na-razvitie-i-kharakter-rebenka-razluki-s-materyu-v-rannem-vozraste/

Расставание с ребенком. Как пережить разлуку

Разлука с ребенком

Как известно, существует множество типов мамочек. Это мамочки-квочки, мамочки всезнайки, мамы зануды, мамы кукушки и т.д. Каждая из них по-своему относиться к первой разлуке с собственным чадом.

Кто-то боится даже представить расставание с дитятком, а кто-то только и мечтает, как бы побыстрее да на дольше оторваться от любимого спиногрыза. Причины разлуки у этих самым мамочек, также бывают разные, у некоторых вынужденные, у других абсолютно добровольные.

Тем не менее, никто не говорит, что, отдаляясь от малыша, мама поступает плохо. У всех свои жизненные обстоятельства и индивидуальные ситуации.

В этой статье мы рассмотрим пример одной молодой мамочки (29 лет), которая решилась оставить своего первенца на попечение других членов семьи, впервые уехав из родного дома аж… на 24 дня! Описание ситуации. Семья в составе 4-х человек: мама, папа, сын (2’9 года) и бабушка проживают в двухкомнатной квартире в спальном районе города.

Ребенок ходит в детский сад в ясельную группу, при этом довольно часто болеет. Папа и бабушка ходят на работу, график папы пн-пт, график бабушки – плавающий. Мама в декретном отпуске по уходу за первым сыном до 3-х лет, при этом находится на 6-ом месяце беременности вторым ребенком. Итак, как маме пережить первое расставание с маленьким ребенком. Подробная инструкция и пошаговая подготовка для всей семьи.

Расставание с ребенком. Как пережить разлуку

  1. Взаимовыгодный договор и честный консенсус
  2. Подробная инструкция в письменном виде для семьи
  3. Делегирование и распределение всех обязанностей
  4. Аутотренинг и самонастрой мамы
  5. Привлечение других лиц
  6. Форс-мажор и непредвиденные ситуации

Взаимовыгодный договор и честный консенсус

Расставание с ребенком. Как пережить разлуку

Прежде чем мамочка решилась опять поехать в санаторий для беременных (в первый раз она отдыхала там, будучи в интересном положении со старшим сыном) все устные договоренности были подробно соблюдены и оговорены на семейном совете в полном составе. И муж, и бабушка дали свое согласие на добровольное участие в данной «афере» под названием «Побег беременной мамочки».

Никаких протестов и недовольства никто не озвучивал, что является очень важным фактором. Обиженных и поставленных перед фактом родственников, не имелось. Оба взрослых члена семьи понимали всю суть ответственности за ребенка и принимали условия вынужденной собственной занятости.

Стоит отметить, что самый важный участник данного мероприятия, он же ребенок, был заранее и неоднократно проинформирован относительно того куда, зачем и на какой период уезжает мама. Ему были предоставлены индивидуальные преимущества, вознаграждения и мотивирующие подарки как залог достойного его поведения и абсолютного послушания перед другими членами семьи.

Главное договориться с ребенком. Это является самым фундаментальным условием спокойного маминого отдыха.

Подробная инструкция в письменном виде для семьи

Мама перед отъездом составила подробную инструкцию по уходу за сыном, которая предусматривала множество пунктов: 1. одежда для дома, детского сада, улицы; 2. график приема пищи и меню ребенка; 3. досуг и развлечения в домашних условиях, на улице и в обществе; 4. подготовка ко сну; 5. утренняя и вечерняя гигиена малыша; 6. прогулки и походы в гости; 7.

реакция и поведение родственников на случай детской истерики; 8. подробные рекомендации относительно конкретных табу или запретов ( например, установленное дозволенное в сутки количество сладостей или мультфильмов); 9. другие индивидуальные пункты. С данной инструкцией были заранее ознакомлены все члены семьи, на озвученные вопросы мамой были даны четкие ответы.

Делегирование и распределение всех обязанностей

Самое важное требование, которое выставлялось мужу и бабушке это мирное сосуществование всех членов семьи в отсутствие мамы, их честное партнерство, полное взаимопонимание и слаженная работа в тандеме.

Детальное информирование друг друга о планах и целях должно происходить в подробностях и заранее. Как муж, так и бабушка должны четко знать свои обязанности относительно внука и домашних забот. Эти роли должны неоднократно быть испробованы накануне маминого отъезда.

Работа всех членов семьи должна действовать как часы!

Аутотренинг и самонастрой мамы

Причина отъезда мамы весьма важна – это санаторно-курортное лечение. Поэтому, маме изначально нельзя винить себя и думать о том, что «Ай-яй-яй, какая я плохая мама-кукушка». Мама в семье одна, уставшую или больную на всех ее не хватит, а значит физическое и моральное ее состояние важны для всех членов семьи.

Всяческие угрызения совести, переживания, страхи, волнения и пугающие фантазии нужно сразу же пресекать на корню. Необходимо дать материнскому мозгу и организму получить максимум пользы. Если уж вся семья приняла такое решение, то чего уже переживать.

Нужно наслаждаться такой замечательной возможностью, тем более что в ближайшие еще одни 2-3 года такое удовольствие предвидится не скоро.

Привлечение других лиц

Дабы разгрузить натянутую психологическую обстановку в семье, маме необходимо привлечь к семейному досугу, в собственное отсутствие, других близких родственников, кумовей, друзей и гостей, которым будут рады все домочадцы.

Перед отъездом не помешает провести личный инструктаж близких подруг, остальных бабушек и дедушек, тетей и дядей, крестных мам и пап, о том, когда они должны прийти в гости к малышу или куда они пойдут вместе с ним.

Такая «шоу программа» не помешает не только скучающему по маме ребенку, но и ответственному отцу и бабушке.

Форс-мажор и непредвиденные ситуации

Четкий предварительный инструктаж всех родственников на случай форс-мажорных обстоятельств очень важен. Например, ребенок, находясь в детском саду, подает ярко выраженные симптомы заболевания. Мама накануне своего отъезда должна четко распределить, кто и что должен делать в подобной ситуации.

Кто пойдет в аптеку за лекарствами, кто заберет ребенка из сада, кто будет с ним сидеть на больничном, а также где в доме находятся все медикаменты и как их использовать. Обязательным условием в подобной ситуации является полная мобильность и досягаемость всех членов семьи друг для друга.

То есть, чтобы мобильные телефоны у всех были на связи, с достаточным количеством денег на счету и с Интернетом.

Подобных условий и индивидуальных особенностей в каждой семье может быть великое множество. Предвидеть и спланировать их вполне возможно, главное подойти к этому вопросу заранее и со всей ответственностью!

Наталия Огурцова

Источник: http://xvatit.com/sneeze/pregnant/146829-rasstavanie-s-rebenkom-kak-perezhit-razluku.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.