Развитие ребенка и его поведение

Содержание

Поведение ребенка

Развитие ребенка и его поведение

Поведение малыша начинает давать о себе знать уже с утробы. Одни детки двигаются очень активно, другие — более спокойные. Но, тем не менее, поведению детей в разном возрасте характерны общие тенденции. Рассмотрим их.

Поведение ребенка перед родами и во время родов

Как влияет приближение родов на малыша? Обычно его активность снижается, слабые движения мамочка почти не ощущает и поэтому начинает пугаться. Но делать этого не стоит. Просто снижение активности ребенка связано с увеличением веса и роста. Малышу тесновато в мамином животе, и это затрудняет шевеления. Но иногда (это исключение из правил) шевеления плода перед родами усиливаются.

Во время родов работает не только мамочка. Это тяжелый труд и для нее, и для малыша. Движения ребенка направлены на помощь маме в родах. Он — активный участник родоразрешения, и для этого природа одарила его рефлексами, помогающими появляться на свет: рефлекс отталкивания от опоры и позотонический рефлекс (принятия физиологических поз в процессе родов).  

Поведение ребенка в 1, 2, 3 месяца

Психологическое развитие малыша в первые месяцы идет в ногу с физическим. Уже на третьем месяце малыш узнает по голосу, зрительно и по запаху близких. В три месяца впервые у малыша «просыпается» обоняние. Реакции крошки разнообразны: он осмысленно улыбается, иногда смеется взахлеб, кричит, когда ему что-то не так. Ребенок активно общается с папой и мамой.

Ему нравится быть на руках родителей, а вот на чужих руках дитя может испугаться, сильно плакать. Оно с удовольствием слушает спокойную музыку. Поэтому рекомендуют над кроваткой вешать музыкальную погремушку. До трех месяцев плач малыша приобретает разные оттенки. Голодный плач — это всхлипывания, сонливый — монотонные звуки, плач боли — внезапные и резкие звуки.

К концу третьего месяца дитя уже умеет управлять ручками. Оно умеет брать игрушки, пробует хлопать, переворачиваться со спинки на бок, иногда и на животик. Ребенок держит голову, может бодрствовать до двух часов. Периоды его активности заметно удлиняются.

Поведение ребенка в 6 месяцев

Ребенок далее познаёт окружающий мир. Он может брать в руки игрушки и играть с ними. Если до предмета дитя не дотягивается, то смотрит на него и сжимает кулачки.

В этот период плачущего малыша могут успокоить лишь родители. Он может быть возбужден и доволен, спокоен и печален, испуган и насторожен. Его лепет расширяется новыми звуками. Родители слышат повторяющиеся слоги «ма», «да», «та».

Он может такими звуками привлекать родителей, которые находятся в другой комнате или вдали от него. Папа с мамой, как правило, уже знают, как дитя выражает восторг. А также у него есть свои поведенческие реакции на запреты.

Так, если забрать у ребенка игрушку, то он может хныкать.

Гнев проявляется и при слишком долгом переодевании. Когда мама поет малышу колыбельную песню, то он свою радость и удовлетворение может выражать подпеванием, издавая новые звуки.

Поведение ребенка при прорезывании зубов

Большинство детишек очень беспокойно ведет себя при прорезывании зубов. Редко малыши переносят этот период спокойно. У большинства из них чешутся десны, они стараются что-то погрызть, а из их ротика наблюдается постоянное слюноотделение. Плаксивость, раздражительность, нарушение сна характерны почти всем детишкам в этот период. Они даже могут отказываться от еды.

Облегчить детское состояние помогут специальные гели.

Беспокойное поведение может также стать результатом повышения температуры тела ребенка, расстройства желудка, диареи, рвоты, насморка, которые очень часто являются спутниками прорезывания молочных зубов. Иногда этот процесс может также сопровождаться высыпаниями на коже.

Редко при высокой температуре могут даже возникать судороги. В таких случаях, при наличии вышеуказанных симптомов, обязательно следует вызывать участкового врача.

Только педиатр сможет правильно оценить ситуацию и формирование прикуса ребенка, а также дифференцировать признаки появления зубов от других болезней, подобрать оптимальный способ помощи ему.

Поведение ребенка в 1,5-2 года

Обычно в возрасте до двух лет словарный запас малыша составляет 200 слов. Критическим периодом развития речи является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. В это время с ним надо заниматься, играя в развивающие игры.

Двигательная активность малыша в это время активизируется. Он начинает экспериментировать с предметами. Цель таких экспериментов — познание. Дитя хочет посмотреть, как ведут себя предметы в нетипичных ситуациях.

Так, например, говорящую куклу ребенок может бросить в воду, а движущийся паровозик закрыть в шкафчике. Он проделывает разнообразные физические действия и таким образом развивает свое мышление.

На этом этапе малышу характерен эгоцентризм: обособленность себя и отделение от других людей. Он начинает понимать, что множество событий происходит без желаний человека и его вмешательства.

Вместо безусловных рефлексов у малыша формируются условные. Так, он начинает понимать, что огонь — это больно, к зажженному газу подходить нельзя; соль — это невкусно; сладкое — это приятно. В этом возрасте дитя все чаще говорит „дай”, „хочу”, имея собственный небольшой опыт положительного восприятия продуктов и предметов.

Поведение ребенка в 3-4 года

Возрасту три года характерен кризис. Кроха начинает проявлять свое эго, что выражается несогласием, нежеланием и протестами делать или не делать что-либо. Он становится упрямым и громким, агрессивным и плаксивым.

И тут очень важно не идти на поводу желаний ребенка, лишь бы он только не плакал в общественном месте, а научиться грамотно управлять его поведением. Оно действительно плохо поддается родительскому контролю.

Но вы можете попробовать его просто игнорировать. Не обращайте внимания на истерики, просьбы со слезами, агрессию. Так вы погасите страсти — и малыш поймет, что таким поведением он не добивается желаемого.

А вот кричащая и злая мама в такие моменты станет для него плохой. И хотя это как раз, наоборот, потому, что родители любят ребенка, но понимание этого приходит к нему уже в 5 лет.

Поведение ребенка в 5 лет

Пятилетний ребёнок познает себя и других людей. А помогают ему в этом игры: сюжетные, ролевые, развивающие. Дошкольники в этом возрасте употребляют много слов, которые являются характеристиками людей. Они уже понимают по поведению, какие люди добрые, а какие плохие, кто честен, а кто врун.

Дети в 5 лет предъявляют к себе требования, которые до этого им предъявляли педагоги и родители. Так, они уже могут, не отвлекаясь, доводить до конца не очень интересную и монотонную работу, потому что так надо, потому что так делает мама.

Это становится реальным благодаря тому, что к детям приходит осознание общепринятых правил поведения.

В возрасте 5 лет ребенок уже оценивает поведение других людей по этим нормам. Оценки их поведения сверстниками становятся для малышей важными. У детей появляется избирательность во взаимоотношениях со сверстниками. Они тянутся к себе подобным. Заметьте, что развитые не погодам дети дружат с такими же. Им не интересно с детьми ниже их по уровню интеллектуального развития.

Ребята в этом возрасте с большой охотой делятся своими впечатлениями о том, что с ними было, где они побывали, что делали, с кем общались. Как правило, они невзначай рассказывают то, о чем их не спрашивают. Таким образом, посторонние люди могут случайно узнать о том, что происходит в доме малыша.

В этот период ребенок уже может сочувствовать, становиться на позицию кого-то одного в споре или в проблемной ситуации. Так часто происходит в семейных ссорах, при детских конфликтах в дошкольном учреждении.

Плохое поведение ребенка

Плохое поведение ребенка — это либо копирование поведения взрослых, либо попытки привлечь их внимание к себе. Если дитя демонстрирует плохое поведение, то надо попытаться понять, почему так происходит, и чего оно хочет.

Анализируйте в этот момент поведение сына или дочки, попытайтесь для себя понять, какие моменты вызывают срывы и негатив малыша. В дальнейшем пытайтесь их предотвращать.

Иногда бывает так, что поход в гости к определенным людям заставляет вашего малыша нервничать и плакать. Это может означать, что вы совершенно забываете о крохе в тот момент, не уделяете ему внимания — и он ревнует. Возможно, по каким-то причинам ваши знакомые не нравятся ему, возможно, они без вашего присутствия были с малышом слишком строги. Найдите причину.

Если ребенку плохо от скуки — найдите ему занятие. Капризничает, когда вы общаетесь по телефону, — дайте ему в это время любимую игрушку.

Если во время вашего совместного похода в магазин возникают проблемы (а такое случается чаще всего), то вы перед таким походом объясните, что и зачем вы покупаете, скажите, что берете с собой денег ровно столько, чтобы хватило лишь на запланированные покупки. То есть готовьте малыша к пребыванию в магазине. И никогда, особенно на людях, не вешайте на дитя ярлыки типа: ”Ты плохой, вредный, злой” и так далее.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/povedenie-rebenka.html

Поведение новорожденных – рефлексы, режим дня и рацион новорожденных

Развитие ребенка и его поведение

Ребенок считается новорожденным на протяжении первого месяца своей жизни. Большую часть времени младенец проводит в сонном состоянии, просыпаясь лишь для того, чтобы покушать.

Такое спокойное поведение новорожденного ребенка объясняется тем, что его неокрепший организм еще пока не готов к активному общению с окружающим миром. Малыш нуждается в заботе и тепле. Ребенок совсем не держит голову, так как его мышцы недостаточно сильные.

Однако во время сна он зачастую принимает ту позу, в которой находился в мамином животике. Кроха поджимает ножки и локотки к туловищу, вставляя большой пальчик себе в рот. Кроме того, у младенца ярко выражены основные рефлексы – сосательный, глотательный и отталкивание ножками.

Повышенный тонус мышц заставляет малыша сжимать ручки в кулачки, поэтому хватательный рефлекс пока что никак не проявляется. Первая погремушка появится в его жизни только через 2 или даже 3 месяца.

Несмотря на то, что поведение новорожденных детей является довольно простым и легко прогнозируемым, у молодых и неопытных мам нередко возникают вопросы по поводу ухода и кормления. Ведь все детки разные.

Одни крепко спят и просыпаются раз в 3 часа на «обед», другие постоянно ерзают, засыпая совсем ненадолго и то только на маминой груди, а третьи, наоборот, ведут себя настолько вяло, что мамам самим приходится будить их, чтобы они хоть немного поели.

Для того, чтобы, несмотря на все свои особенности, ребенок рос здоровым и крепким, новоиспеченная мама должна очень трепетно относиться ко всем проявлениям его настроения, стараясь дать крохе именно то, что ему в данный момент нужно.

Поведение новорожденного до месяца

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, как много в нас заложено природой, и как мало мы на самом деле контролируем. За протекание беременности у женщин полностью отвечают гормоны. Подробнее об этом Вы можете прочитать в нашей статье «Гормоны при беременности».

Один из этих гормонов, окситоцин, значительно влияет на психологию женщины, помогая ей ощутить себя мамой и вызывая у нее нежные чувства по отношению к малышу. Но если внимательно рассмотреть поведение новорожденного в первый месяц, оно тоже на все 100% направлено на то, чтобы привязать свою мамулю к себе.

Кроха постоянно ищет губами грудь и начинает плакать, когда мамы нет рядом. На руках у мамы он успокаивается, внимательно прислушиваясь к ее голосу. А если женщина нервничает и кричит, младенец тоже начинает беспокоиться и реветь.

Хотя другие громкие звуки, например, звон посуды или телевизор, абсолютно никак не влияют на поведение новорожденного до месяца, так как слух и зрение ребенка пока довольно слабые. Предметы видятся ему затуманенными. И лучше всего он может концентрировать взгляд на расстоянии 25 см.

Поэтому дети так обожают рассматривать лица людей, склоненные над кроваткой. А вот другие сцены из семейного быта никак их не интересуют.

Кормление новорожденных

Зачастую поведение новорожденных во многом обусловлено их режимом питания, так как дети просыпаются, чтобы поесть, а пополнив запасы энергии, снова засыпают. И мамы всегда очень трепетно следят за тем, чтобы кормление новорожденного ребенка было регулярным. Но как же понять, как много молока нужно младенцу, и достаточно ли энергичным является малыш. Все очень просто.

Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, обычно более пассивные. Они могут спать сутки напролет, просыпаясь лишь для того, чтобы получить в рот бутылочку со смесью. Груднички же обычно более активные. Они могут возиться возле груди, потом немного пососать, затем снова отвернуться. Для них грудь – это не только еда. Это еще и процесс общения с мамой.

А также не забывайте о том, что именно ребенок несет ответственность за наличие у мамы достаточного количества молока. Если молока не хватает, процесс питания будет затягиваться надолго, пока кроха не получит вдоволь любимого напитка. Если же молока много, и оно идет довольно легко, то малыш, скорее всего, будет кушать без остановок, а наевшись, быстренько заснет.

Главное, что должна понимать мама, — если она кормит ребенка грудью, все, что он при этом делает, является нормой. Даже если младенец постоянно вертится на руках и просит грудь, это совершенно естественно и не является поводом для беспокойства. Главное, что процесс идет, и уже очень скоро все нормализуется.

А вот если малыш постоянно спит или постоянно плачет навзрыд, это, конечно, повод обратиться к врачу, чтобы опытный специалист разобрался, какая проблема мучает кроху.

Любимой темой для дискуссий в последние годы является регулярное прикладывание к груди или кормление новорожденных по требованию. Мнение родителей и педиатров по этому поводу разделилось. Одни выступают за регулярное кормление раз в 3 часа, а другие – за прикладывание к груди по требованию.

Конечно, каждая мама вправе выбирать то, что ей больше нравится. Но если речь идет о ребенке до месяца, его обязательно нужно прикладывать к груди так часто, как он хочет. Не бойтесь его «приучить». Не позволяйте, чтобы Ваш малыш оставался голодным. Все дело в том, процесс лактации только устанавливается.

Младенец еще совсем слабый, чтобы за один раз высосать достаточный объем молока. Его желудок еще слишком маленький, чтобы вместить это молоко. А если он высосет немного, то дальше у мамы не начнет вырабатываться достаточный объем молока.

Поэтому в первые недели, пока все только настраивается, берите кроху на руки при первом же всхлипывании и прикладывайте к груди.

Появившись на свет, младенец переживает первый в своей жизни кризис – кризис рождения. И поэтому именно в первый месяц после родов малыш остро нуждается в мамином тепле и ласке.

Только постоянное общение ребенка с мамой способно дать ему ощущение безопасности в этом мире. Именно на это и направлено его поведение. Не игнорируйте сигналы, которые посылает Вам маленький человечек. Реагируйте на каждое его движение.

И пока воспитывать кроху еще рано, просто дарите ему свою любовь.

Источник: http://bambinostory.com/povedenie-novorozhdennyh/

Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

Развитие ребенка и его поведение

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе.

В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка.

Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней.

Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция.

Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент.

Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка.

Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/rebenok-s-otkloneniyami-v-razvitii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.