Развитие речи у ребенка до 1 года

Содержание

Развитие речи детей от 0 до 2 лет

Развитие речи у ребенка до 1 года

Из этой статьи вы узнаете о развитии речи детей в раннем возрасте:

Первый этап речевого развития ребенка — от 0 до 1 года

1 месяц — у ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху.

2-3 месяца — ребенок начинает произносить гласные звуки, но эти звуки не похожи на звуки, произносимые взрослыми. Появляются некоторые согласные звуки.

3-6 месяцев — период гуления: мягкая голосоподача, выражающая физиологический комфорт ребенка, все это сопровождается «комплексом оживления».

от 6 месяцев до 1 года — главное новообразование этого периода — возникновение подражания: подражание двигательному поведению взрослых, ым реакциям.

Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги — это период лепета — который очень важен для упражнения артикуляционного аппарата и тренировки физического и фонематического слуха.

Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию и завершается пониманием отдельных инструкций, выполнением простых просьб, пониманеим названий отдельных предметов, узнаванием их на картинках.

Понимание речи:

  • малыш может узнать предмет среди группы предметов;
  • найти на картинке кошку, собачку и других животных;
  • может показать, где у него глазки, носик и т.д.

Словарь:

Начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания.

Слово при первом усвоении обозначает название только данного конкретного предмета. Постепенно ребенок начинает понимать, что стол — это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол. Также ребенок постепенно начинает усваивать глаголы и прилагательные.

Грамматический строй речи:

Грамматический строй языка у ребенка второго года жизни формируется на базе накопленного словаря и проходит несколько периодов;

1 период — период предложений:

  • этап однословных предложений (1,3 — 1,8) — предложения состоят из одного слога или слова-звукоподражания (ба-собака, би-би- машина). Ребенок одним словом обозначает разные предметы, имеющие общий признак (апа — шапка, кепка, косынка и т.д.) По мере того, как накапливается опыт ребенка, он учится различать предметы, и в его словаре накапливаются новые слова. Первые слова называют не только предметы, но и действия с ними.
  • этап предложений из нескольких слов-корней (1,8 -1,10) — слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями (бай-бай). Много глаголов повелительного наклонения. Примеры таких предложений: «ляля бух», «папа ам» и т.д.

2 период — период усвоения грамматической структуры предложения

Фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов к друг другу. Постепенно у детей появляются:

  • первые формы — формы мн. числа сущ-ых (-ы звучит как -и: стол — тол-и)
  • винительный падеж с окончанием -у (дать куку — куклу)
  • предложный падеж с обозначением места без предлога и с окончанием — е (на столе — толе)
  • глаголы повелительного наклонения и 3 лицо ед. число наст, времени (стоит)
  • у некоторых детей появляются рано первое лицо ед. число глаголов (хочу), третье лицо ед. число прошедшего времени (Ляла кусала), будущее время (папа будеть титать).
  • появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода.

Фраза уже может состоять из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление (Дядя ыбку овить). Себя дети называют в 3 лице по имени, хотя возможно появление местоимение «я» уже на втором году жизни. Некоторые дети, которые опережают своих сверстников, могут уже не иметь аграмматизмов в речи, но их речь еще не совершенна из-за несформировавшегося звукопроизношения.

Звукопроизношение

Причина — несовершенство артикуляционного аппарата.

В начале второго года жизни ребенок правильно произносит: А, У, И, О, Б, П. Остальные звуки заменяются более близкими по артикуляции. Причем большинство этих звуков русскому языку не соответствуют и позже утрачиваются.

К полутора годам ребенок четко произносит гласные А,У,И,О,Э, согласные Б,Г,Ш,Й,К,Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

Свистящие и шипящие звуки заменяются на мягкие (с,з,т,л,й)

Возрастной нормой является пропуск сонорных звуков (Р,Л)

Ребенок осваивает не только простые по структуре слова из 1-2 слогов, но и многосложные, которые в силу несовершенства звукопроизношения произносятся искаженно: пропуски слогов, звуков, укорачивание слова.

Часто в этом возрасте у детей бывает тихий, слабый голос.

Рекомендации по развитию речи детей двух лет:

Необходимо продолжать знакомить малыша с названиями окружающих предметов, называть действия, которые выполняют родители по уходу за ребенком, признаки предметов. Так, одевая малыша, называйте предметы одежды, цвет, что Вы делаете. Например, давай оденем красную, теплую кофту. Слова следует употреблять в их точном значении.

Важно проводить с ребенком игры, направленные на развитие конструктивной деятельности (строить башни из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, вкладывать коробочки одна в другую, собирать и разбирать матрешку, игры с песком). Взрослый должен комментировать все действия ребенка: налил, насыпал, перелил, построил и т.д.

Для развития активного и пассивного словаря проводятся игры-шутки с названиями предметов, которые видит ребенок. Ребенок задает вопрос «Что это? (этот вопрос дети начинают задавать к двум годам), взрослый отвечает неправильно. Другой вариант — когда взрослый первый задает вопрос: «Это стул?»

ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОТВЕТУ!

Развитию речи ребенка двух лет способствует и рассматривание картинок в книжках. Для этого используются книжки из картона, содержащие одну предметную картинку на странице.

Рассматривание и называние взрослым, показ предмета ребенком, называние предмета. Обязательно нужно рассматривать и сопоставлять разные изображения одного и того же предмета.

Важно рассматривание разных предметов, схожих по какому-то признаку: «Посмотри, это яблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый»

Широко используйте и игры с игрушками.

Например, взрослый прячет игрушку, потом вместе с ребенком ищут ее, спрашивая «Где наша птичка? Куда она улетела?» Когда малыш находит игрушку, взрослый изображает ее действия (птичка прилетела, зайчик прискакал и т.д.) Играя с игрушками, не забывайте рассказывать, как передвигается зверек, как подает голос, какого цвета у него шерсть, а также названия частей тела животных и птиц.

Старайтесь использовать в речи различные падежи: Например, дательный падеж ребенок слышит даже в простых просьбах: «Иди к маме», «Принеси папе газету» и т.д., в вопросах с возможностью выбора ответа: «Бабушке или дедушке покажешь картинку?» Даже когда Вы сопровождаете игры речью, ребенок слышит грамматические конструкции и учится их употреблять: «К Машеньке покатился мячик, а теперь к маме»

Используйте игры и для развития понимания предлогов НА, В, НАД, ПОД, ОКОЛО, У, ЗА. Например, «Поставь маленький кубик на большой, Достань мячик из-под стола» и т.д. Во время свободной игры уже можно спросить, где сидит мишка, на чем стоит матрешка и т.д.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, способствуют развитию речи ребенка в раннем возрасте.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

Развить мелкую моторику помогают:

  • лепка,
  • рисование,
  • аппликация из кусочков рваной бумаги,
  • складывание бумаги,
  • скатывание бумаги в комок,
  • игры с мозаикой,
  • действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности,
  • действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой,
  • действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка,
  • действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге,
  • рисование на бумаге пальчиками.
  • показ сказок пальчиками и многое другое.

Для развития речи в раннем возрасте можно предложить ребенку пальчиковые игры.

Игра «хома — хомячок»

Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь, себе возьми.

Постучим пальчиками

Пальчик о пальчик. Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. — Тук-тук-тук. Пальчик о пальчик Тук-тук-тук. Вращение кистями рук.

Заплясали ручки,

Заплясали. Ай.

Предложите ребенку поиграть на гармошке (движения пальцев, передающие динамические образы) — раздвигать и сдвигать пальцы, лежащие на столе.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Лайк 2817

Категориях: Ребенок до школы

Кто стучит? — русская народная игра Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Если у Вас возникли сложности с регистрацией, получением рассылки и т.д., пишите сюда:скайп: barkinatn: https://.com/barkina_t e-mail: barkinatn@gmail.com

Источник: https://nashydety.com/razvitie-rechi-detej-ot-o-do-2-let/

Речевое развитие ребенка до 1 года

Развитие речи у ребенка до 1 года

В раннем возрасте основным показателем интеллектуального развития ребенка является уровень формирование его речи. Если здоровый ребенок в 3 года говорит не более 30-50 слов, скорее всего, это упущение со стороны родителей, которые в течение первого года жизни не разговаривали с ним.

Многие считают, что до того, как ребенок произнесет первое слово, а это обычно случается в возрасте около года, говорить с ним бесполезно, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это ошибочное мнение.

Чтобы к году был достаточно развит артикуляционный аппарат, доречевым развитием ребенка необходимо заниматься с первого дня жизни.

Основные этапы развития речи ребенка до 1 года

Если мама с рождения разговаривает с малышом, иными словами занимается доречевым развитием ребенка, он сначала реагирует на интонацию, затем начинает понимать отдельные слова. Это – важный этап доречевого развития ребенка. К своему первому дню рождения малыш в общих чертах уже понимает речь взрослых.

Формирование речи происходит поэтапно:

  1. Крик – первый доступный для ребенка способ заявить о себе, когда он приходит в этот мир. В первые месяцы крик для ребенка становится сигналом о дискомфорте, но постепенно младенец учится не только использовать крик для привлечения внимания, но и для общения. Уже к 3 месяцам у большинства детей появляется способность менять интонацию крика, так что чуткая мама выделяет несколько его видов, которые передают разные эмоции и состояния малыша;
  2. Гуление – повторение различных вариаций звуков. Дети начинают гулить в возрасте 1-2 месяца и делают это примерно до полугода, при этом младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно ребенок осваивает новые звуки, появляются новые интонации. Для раннего речевого развития ребенка на этом этапе важно взаимодействие. Малыш может гулить и один, но с появлением мамы он делает это активнее, ждет ее ответа и пытается таким образом общаться. Нужно обязательно поддержать его в этом стремлении, отвечать ему и поощрять его, стараясь построить своеобразный диалог;
  3. Лепет – в ходе постепенного доречевого развития ребенка, в возрасте 6-7 месяцев, гуление затихает, ему на смену приходит лепет. На этом этапе малыш произносит отдельные слоги «ма», «ба» и т.п., сначала однократно, затем все чаще, складывая их в цепочки. Лепет очень важен для развития речи ребенка до года, поэтому нужно стараться его активизировать. Расположившись лицом к лицу с ребенком, чтобы ему были видны движения губ, повторяйте разные слоги, пойте песни, читайте детские стишки и просто разговаривайте. Хоть первые лепетные слова-слоги и не несут в себе содержательного смысла, ребенок с их помощью пытается общаться с вами, а значит, его нужно в этом поддержать.
  4. Первые слова – рождаются в 11-12 месяцев из лепета. Ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающего мира, на этом этапе нужно помочь ему в словотворчестве. Нужно больше читать вслух, стараться называть все предметы и вещи своими именами, комментировать свои действия, находясь рядом с малышом. Для лучшего развития речи ребенка в 1 год рекомендуется тренировать мышцы губ и щек. Это можно делать с помощью свистулек, губных гармошек, игрушечных флейт, полезно выдувать мыльные пузыри. На этой стадии ребенок активно использует лепетные слова («би-би», «бум», «ав-ав») для обозначения определенных ситуаций и объектов, они помогают ему перейти к нормальной речи. В то же время взрослым, обращаясь к малышу, не следует использовать этот милый детский язык. На этом этапе важно, чтобы ребенок слышал правильную речь.

Слова и жесты

Мимика, жесты и интонация необходимы для общения между людьми.

В разговоре значительная часть информации передается с помощью мимики и жестов, а для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, так как на определенном этапе развития речи ребенка до года – это единственный способ общения с взрослыми.

Поэтому для взаимопонимания с малышом полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест (к словам «дай», «возьми», «принеси», «до свидания»), а потом повторяет слово. Научите ребенка также утвердительно и отрицательно качать головой, показывать на предметы указательным пальцем.

Приемы раннего речевого развития ребенка

Существуют различные способы помочь ребенку освоить речь. Так, на развитие речи ребенка до года благотворно влияет разработка мелкой моторики рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он заговорит. Развитию моторики способствует лепка, рисование, сбор мелких предметов и т.п.

Есть и еще несколько приемов, которые способствуют раннему речевому развитию ребенка:

  • Проговаривание – взрослый медленно и четко, короткими простыми предложениями проговаривает свои действия, ситуацию или происходящие события в присутствии малыша, можно также описывать действия ребенка (что он видит, слышит, делает, трогает), подсказывая ему слова, выражающие его опыт.
  • Провокация – иногда взрослым стоит притвориться, что они не понимают ребенка, это стимулирует малыша активизировать свои речевые возможности;
  • Игры – использование песенок, потешек и поговорок в играх с детьми доставляет им большое удовольствие. Они учат вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Произведения устного народного творчества способствует формированию речевой активности ребенка, поэтому они очень важны для развития речи ребенка в 1 год. Эффективны также музыкальные игры, пусть ребенок двигается под музыку и подпевает словам детских песенок.

Ничто более не способствует развитию речи ребенка, чем общение с ним. Каждый взрослый член семьи должен находить достаточно времени, чтобы поговорить с малышом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/rechevoe-razvitie-rebenka-do-1-goda.html

Развитие речи у ребенка до года

Развитие речи у ребенка до 1 года

Общение, способность говорить и излагать свои мысли является неотъемлемой составляющей нашей жизни. Мы совершенно не задумываясь над самим процессом речеобразования произносим все, что пожелаем. Возможно, именно по этой причине молодые мама и папа не занимаются развитием речи маленького человечка, полагая, что речь сама появится стихийно и в свое время.

Необходимо понимать, что речь – это продукт сложной скоординированной работы ЦНС, органов речи и дыхания. Из чего следует, что речь нужно формировать, как и любой другой навык ребенка, например, переворачивание.

Что способствует развитию речи малыша?

Маленькие детки выступают в роли «приемника» информации, все органы чувств настроены на «прием».

Кожа, органы слуха и зрения это важные каналы поступления нового, от чего у ребенка нарастает необходимость «высказаться», мотивация выразить себя тем больше, чем больше раздражителей его окружает зрительных, слуховых и тактильных.

Именно поэтому у деток из дома малютки часто диагностируют задержку психического и речевого развития. Это происходит от части именно из-за дефицита раздражителей.

Второй не менее важный стимул развития речи вашего малыша, это мелкая моторика рук. Уделяя внимание мелкой моторике мы косвенно воздействуем на развитие речевых центров в коре головного мозга.

Этапы развития речи

Долгие девять месяцев малыш провел в надежном месте, любые его физические потребности моментально удовлетворяла мама. Этот симбиоз был неосознанным, но вот малыш появился на свет и маме с малышом надо научиться договариваться. Малышу нужно научиться сообщать о своих детских неудобствах, а маме их расшифровывать и выполнять. Это и выступает пусковым механизмом развития речи.

Крик – первый период развития речи

В первые минуты жизни ребенок с помощью крика смело заявляет всем о своем приходе в этот мир. И в дальнейшем именно криком говорит о всех своих неудобствах и желаниях. Возникает ощущение дискомфорта (чувство голода, жажды), ребенок с помощью крика сообщает об этом, после устранения дискомфорта малыш успокаивается. Таким образом формируется поведенческий стереотип привлечения внимания.

В момент сосания идет активное развитие мышц губ и языка и уже в первые недели жизни карапуз произносит звуки смутно напоминающие гласные (у-а-я-ы). В это время параллельно идет развитие зрительного и слухового анализатора. Детки фокусируют взгляд на маме, ярких предметах, обращает внимание на человеческие голоса, выделяет мамин голос среди других .

К третьему месяцу крик более дифференцированный и мама уже по интонации и характеру крика может более точно определить желания малыша.

Действия мамы по развитию речи:

Необходимо создать все условия, чтоб утолить голод внешних раздражителей. Пусть дитятю окружают яркие предметы и звонкие погремушки. Говорите с ребенком, пусть ваша речь будет эмоционально окрашена. Ребенок должен воспринимать вашу доброжелательность в голосе.

Давайте малышу погремушки, жжужалки, пищалки или другие интересные предметы.

Второй период — гуление

Датируется он приблизительно вторым тире шестым месяцами жизни. Детки воспроизводят обособленные звуки (х-к-г) или произносят их в сочетании с «гласными» звуками (гу-гу-агу-кы). И здесь хочется отметить, что детки всех стран и народов «гулят» одни и те же сочетания звуков.

Малыши могут гулить как спонтанно так и реагируя осознанно на интересную погремушку или взрослого. Карапуз пытается наладить с вами диалог, как бы речевой контакт, а заглядывая в глаза маме, в ожидании маминой реакции, налаживается и социальный контакт.

Лепетание — третий период развития речи детей

Наступление этого периода, в возрасте 6-11 месяцев, приносит новые радости в жизнь молодых родителей. Два важных нововведения в жизни маленького человечка способствуют появлению лепета.

Это введенный прикорм и появление новых двигательных навыков (переворачивание, например).

Прикорм (отварное мяско, творожок, фруктовое пюре) способствует увеличению объема ротовой полости, укрепляет мышцы языка, увеличивает диапазон его движений.

В период лепетания малыш говорит изолированно слоги: ба—на—ма—па. Но речь ребенка явление не статичное и со временем ребенок соединяет слоги в цепочки: ма—ма—ма—ма—ма, па—па—ма—бапа. Они в свою очередь выступают прообразами в будущем настоящих слов.

Четвертый период – первые слова

В одиннадцать месяцев ребенок готов порадовать родителей первыми словами и к годику в словаре малыша уже от четырех до тридцати.

Словарь включает:

  • До пяти слов, которые малыш произносит верно (папа, ната, деда, баба, дай или другие).Несколько словечек отдаленно похожих на «оригинал», но хорошо понятные членам семьи: бака (собака), пи (пить), гули (гулять).
  • Лепетание: гули, бака, споки-ноки и другое.
  • И конечно в речи годовалого ребенка присутствую слова-звукоподражания животным: гав-гав, ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, бе-бе, пип-пи-пи.

Как развивать речь ребенка до года?

Развитие речи у ребенка до 1 года

Читая эту статью, многие мамочки скажут: «Как всё просто!». Нам-то, взрослым – да. Но для маленького ребёнка освоение речи и общение – это целая наука.

1. Начинаем общаться с ребёнком как можно раньше

Почти каждый малыш от рождения имеет хорошие предпосылки для успешного овладения речью.

Вот только почему к году речевые успехи у всех карапузов разные? Некоторые мамочки с тайной завистью смотрят на какую-нибудь соседскую девочку Анечку.

Она в год бойко читает стихи Агнии Барто, легко общается со сверстниками. А вот их годовалые малыши не издают ни звука… Может быть, дело в речевой активности и инициативе самих взрослых?

Сейчас общение родителей с ещё не родившимся ребёнком достаточно распространено. Кто-то поёт песенки, читает стихи, рассказывает сказки. А некоторые мамочки ведут настоящие диалоги: задают вопрос, а кроха – толк! в животик ручкой или ножкой. Вот вам и ответ на поставленный вопрос.

Порой связь малыша с обоими родителями осуществляется на каком-то фантастическом уровне! Малыш способен ощутить дискомфорт в состоянии не только мамы, но и папы. А уж если кому-то угрожает опасность, маленький барометр начинает вести себя очень беспокойно! Угомонить буяна сможет только спокойный голос, тихая музыка или лёгкое поглаживание животика. Что мамочки обычно и делают.

Для родителей важно с самого начала обрести верный тон в общении с крохой уже на стадии беременности.

2. Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи.  

Ребёнок родился. Первые четыре-пять месяцев он способен понимать не смысл слов, а только интонацию, с которой они произносятся. Малютка живо реагирует на звуки маминого голоса, на выражение её лица.

За девять месяцев мамуля стала для него самым близким и значимым человеком. Её внимание и забота для малыша – приоритетны.

Поэтому как можно чаще разговаривайте с малюткой, склоняясь над ним в колыбели, во время его бодрствования.

При непосредственном общении с крохой в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (включать телевизор). Он отвлекает и не даёт ребёнку сконцентрироваться на речи. Малыш, выросший в шумной атмосфере, впоследствии двигательно расторможен и глух к словам взрослых. Впоследствии до него бывает трудно «достучаться» и родителям, и педагогам.

С раннего детства приучайте своего ребёнка к спокойному и позитивному общению. А начните – с веками апробированных приёмов: потешек, пестушек и приговорок. Созданные для развлечения малюток в стародавние времена, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Их мелодичность, задушевность создают определённый настрой, убаюкивают и успокаивают малыша.

Малые фольклорные формы используются в сочетании с массажем, гимнастикой и пальчиковыми играми. Подобный симбиоз воздействует на речевые центры в коре головного мозга ребёнка, активизирует их. Как результат – своевременное появление речи, отсутствие проблем со звукопроизношением. (Потешки для самых маленьких вы сможете найти на нашем сайте в разделе«Потешки, пестушки и колыбельные»).

Каждый день малыша должен начинаться с позитива. Вот он проснулся, открыл глазки, сладко зевнул, потянулся, а мамочка уже тут как тут. Поглаживает его ручки и ножки, целует в лобик и в ушки. Да ещё и приговаривает:

Потягушеньки, порастушеньки,

Поперёк толстонюшеньки.

В ножки – ходунюшки,

В ручки – хватунюшки,

В ушки – слышунюшки,

В глазки – глядунюшки.

В роток – говорок,

В головку – разумок.

Послушав эти слова, да не единожды, каждый ребёнок вырастит и сильным, и крепким, и смышлёным, и говорливым, ведь такой настрой дают ему слова потешки.

Если вы всё будете делать правильно, то уже к концу четвёртой недели малыш начнёт улыбаться и давать ые реакции в момент общения.

Это будет обозначать, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение. Каждое ваше взаимодействие с младенцем – сродни занятию. Ребёнок и взрослый получают определённую порцию знаний друг о друге.

Ваш кроха – целая вселенная, изучить и понять которую не так-то просто!

3. Развиваем кожные (тактильные) ощущения ребёнка

В период младенчества очень важно развивать тактильную (кожную) чувствительность малыша. Это – начальный этап на пути овладения тонкой моторикой рук и речью. Кожа ребёнка соприкасается с различными материалами, с поверхностью игрушек, с телом матери.

Благодаря этому у малютки формируются представления об окружающем мире. Он уже понимает, что тёплое и мягкое – это комфортно. Реакция соответствующая: улыбка и гуление. Мокрое, холодное, скользкое – противно. Отсюда и плач, капризы, когда памперс грязный.

Так малютка «говорит» о своём состоянии в доречевой период. Слов нет, – но маме всё понятно и так.

Для развития речи важно развивать чувствительность кистей рук. Поэтому не поленитесь вкладывать в ручки крохи предметы различной формы и фактуры. Главное, чтобы всё было безопасно и чисто. Сшейте детский коврик, используя различные куски материи: трикотаж, кожу, велюр, сукно, шёлк, шерсть.

Выкладывайте на него кроху. Когда кулачки младенца разожмутся (а это случается недели через две после рождения), дайте ему свой палец, яркую ленту, удобную погремушку: пусть схватит.

Впоследствии не поленитесь подбирать для занятия кубики и мячи из различных материалов (но только лёгкие, безопасные), пустые коробочки с гладкой или шершавой поверхностью.

Футляры от «киндер-сюрпризов» или парфюмерии можно наполнить горохом, фасолью, бусами, монетками и обшить пёстрой тканью различной фактуры. Они превратятся в своего рода «шумелочки», которые очень нравятся маленьким детям.

Когда пальчики крохи обретут силу, он сможет трясти этими самодельными игрушками и прислушиваться к звукам, которые они издают. Взрослый при этом говорит: «Слышишь? Там что-то шуршит (звенит, гремит)!» Так к тактильным (кожным) ощущениям присоединятся и слуховые. Зрительное сосредоточение разовьётся, если взрослый начнёт передвигать звучащую игрушку.

Используйте с этой целью колокольчик на яркой ленте, погремушку.

Но прежде обратите внимание ребёнка на руку (свою и его), погладьте пальчики малыша, приговаривая при этом слова потешки:

Пальчики дружные,

Все такие нужные.

Их погладим, их потрём

И с тобой играть начнём.

После таких действий и слов начинайте игры с игрушками и предметами.

Но и после игр и манипуляций с предметами полезно вновь сделать массаж пальчиков и ручек крохи, ведь они трудились и очень устали! Чтобы ручка расслабилась, погладьте ладонь и тыльную сторону кисти.

Теперь осторожно возьмите в щепоть большой пальчик и аккуратно «пройдитесь» по нему от кончика до основания. То же самое – со всеми остальными пальцами на правой и левой руке. В другой раз проделайте упражнение под названием «Клубочки».

Указательным пальцем взрослый «мотает клубочки» на ладошке малыша. Это щекотно и забавно, поэтому ребёнок улыбается и повизгивает от удовольствия.

Со временем можно усложнить упражнение и выводить «кончик ниточки» поочерёдно на каждый пальчик: «Бабушка клубочки мотала, а киски их размотала. Ниточка – бабушке, ниточка – дедушке, ниточка – маме, ниточка – папе и ниточка деточке».

Ещё одна забава – «Подушечки». Беря поочерёдно кончики пальцев крохи большим и указательным пальцами своей руки, взрослый слегка надавливает на них и говорит: «Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки. Эта подушечка – для бабушки. Эта – для дедушки. Эта – для мамы, эта – для папы. А для детки – самая мягкая, самая маленькая».

4. Ладушки и пальчиковые игры для самых маленьких

Хлопать в ладоши малютку тоже надо учить. Для этой цели и придуманы всевозможные «Ладушки». Если ребёнок совсем мал, уложите его на пеленальный столик или на колени лицом к взрослому. Возьмите руки малыша в свои и выполняйте соответствующие движения:

Хлопают ладошки у нашей крошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки,

Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки!

Ещё одни «Ладушки» предполагают несколько большую двигательную активность:

Ладушки, ладушки! (Взрослый берёт в свои руки ребёнка и совершает ритмичные хлопки.)

Где были? (Руки разводятся в стороны.)

У бабушки! (Хлопок)

Что ели? (Руки в стороны.)

Кашку! (Хлопок.)

Что пили? (Руки в стороны.)

Простоквашку! (Хлопок.)

Попили, поели, –

Шу! Полетели! (Взмахи руками ребёнка.)

На головку сели. (Ручки малыша приблизить к головке.)

Ребёнку очень нравится изображать маленькую птичку. В следующий раз эта роль достанется уже взрослому. Его рука изображает голодную птаху:

Птичка, птичка! (Указательным и большим пальцами, сложенными «клювиком» постучать по раскрытой ладошки ребёнка.)

Вот тебе водичка! (Поводить «клювиком» по ладошке.)

Вот тебе крошки

На маленькой ладошке. (Слегка пощипать ладошку.)

Со временем все эти движения будут выполняться самим ребёнком. Сначала – с помощью взрослого, а затем – самостоятельно.

Возможно, к году кроха научится не только выполнять нехитрые пальчиковые упражнения, но и произносить звукоподражания типа: «пи-пи-пи!», «ам!», «тук!».

Он начнёт активно использовать их во время игр и занятий. Что ж, браво! И малыш и вы заслужили аплодисменты. Дружно похлопайте в ладоши:

«Ладошки – хлопошки»

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Кулачки сложили,

Кулачками били.

5. Важные советы при занятиях развитием речи ребенка до года

Проделывая с ребёнком нехитрые физические упражнения, массаж или пальчиковую гимнастику, помните, что:

– руки взрослого должны быть чистыми, с коротко подстриженными ногтями;

– нельзя дотрагиваться до ребёнка холодными руками;

– движения ребёнка до 4-6-ти месяцев – относительно пассивны (ручки и ножки двигаются в нужном направлении благодаря воздействию взрослого);

– нельзя принуждать ребёнка выполнять то или иное упражнение против его воли;

– нельзя применять силу при разгибании – сгибании суставов и пальчиков: движения взрослых осторожны и корректны;

– заниматься с ребёнком надо не ранее, чем через час после еды;

– время занятий лучше оставить неизменным (утро или период бодрствования после дневного сна);

– продолжительность занятий от 2 до 10 минут (в зависимости от возраста);

– движения надо чередовать с поглаживанием, лёгким похлопыванием ручек, ножек, спинки;

– речевое сопровождение при выполнении каких-то действий обязательно;

– взаимодействие с ребёнком осуществляется на хорошем эмоциональном настрое: важны интонация вашего голоса, выражение лица.

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

назад к списку статей

Источник: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/skazki/73-razvitie-rechi-detey-do-goda.html

Как развивать речь у ребенка до года?

Развитие речи у ребенка до 1 года

Довольно часто родители совершают большую ошибку, думая, что бесполезно учить ребенка разговаривать, нужно подождать.

На самом деле, вы должны начинать общаться с малышом, еще, когда он в животике, потом после рождения. Главное не сюсюкать, а разговаривать как со взрослым, вот тогда будет потрясающий результат.

Важно понимать, что каждый звук – это развитие речи, оно начинается раньше, чем появляются первые слова.

Результаты обучения зависят от того, как вы общаетесь с малышом, проявляете ли к нему внимание. Как правило, дитя начинает изучать все вещи, если мама называет ему их.

Хотите, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать? Для этого нужно постоянно объяснять все, что творится вокруг, называть определенные предметы, действия, стараться постоянно беседовать со своим ребенком.

Что нужно делать, что в дальнейшем не возникло проблем с речью?

Развитие до 1 месяца

Уже с первых дней у малыша отлично развито зрение, слух. Вы случайно что-то громко уронили? Что сделает ребенок? Сначала нахмурится, а потом заплачет.

В этот период уже необходимо знакомить свое чадо со всем, что его окружает. Через 10 дней после рождения вы заметите, как он наблюдает за двигающейся игрушкой.

Не пеленайте деток, чтобы они быстрее развивались, должна быть полная свобода движений.

Запомните, общаясь с вами, ребенок получает много знаний. Нельзя быть молчаливой, строгой мамой. Болтайте со своим малышом, как будто он ваш собеседник. Обязательно выражайте свои чувства – гладьте животик, спинку, ножки, ручки, он должен знать, что вы его по-настоящему любите.

Развитие до 2 месяцев

Вот здесь нужно уже активно разговаривать с малышом. Какая должна быть ваша речь? Спокойная, ласковая, нежная, при этом постоянно улыбайтесь, старайтесь быть интересной для ребенка. Здесь важны не слова, а жесты, выражение лица.

А, когда малыш кричит, не молча давайте соску, еду, а говорите ему: «Ты наверное голодный, сейчас мама тебя накормит». Меняете подгузник: «Не плачь, сейчас мама поменяет памперс, будешь чистенький, красивый».

Такие банальные фразы – это первые ступеньки к развитию детей.

Что нужно делать в 3 и 4 месяца?

Игрушки теперь интересные ребенку, он их разглядывает, тщательно изучает. Ваша задача: наблюдать за малышом, внимательно смотреть, на что падает его взгляд, потом сразу же называть, что это такое. Можете повторять звуки малыша. Услышали, как гулит ребенок? Поговорите с ним. У ребенка сложится впечатление, что вам нравится, как он говорит, ему захочется сделать это еще раз.

В 4 месяца ребенок воспринимает все осмысленно. Попробуйте улыбнуться ему, он ответит вам тем же. Старайтесь выкладывать перед ним разные предметы, только рассказывайте, где что. Также в этом возрасте дети различают голоса, видят лица, поэтому могут заплакать, если с ними заговорит кто-то чужой.

Внимание! Когда играете с малышом, не стоит использовать всю корзину игрушек, выберете несколько – они должны быть безопасные, простые и яркие.

В это время можете уже знакомить дитя с игрой «Коза рогатая». Поверьте, вашему малышу она понравится, он будет весело смеяться.

Развитие до 5 месяцев

Вот и пришло ваше время, когда нужно выполнять специальные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить: садитесь напротив малыша и надувайте щеки, высовывайте язык, пойте разные звуки. Главное, чтобы он повторял за вами.

После того как малыш взял крепко игрушку, попробуйте как бы отобрать и похвалите, что он крепко держит. Потом попросите: «Дай, пожалуйста, мама погуляет».

Когда что-то делаете, описывайте весь процесс ребенку, при этом меняйте интонацию.

Что нужно делать в 6 и 7 месяцев?

Ребенку нравится слушать музыку, поэтому покупайте говорящие и мелодичные игрушки. Вам поможет игра в прятки. Закройте лицо и спросите: «Где мама?», затем сделайте «Ку-ку, вот и я». Во время игры нужно улыбаться, чтобы ваш позитив передался малышу.

Ребенок в шестой месяц жизни уже повторяет: «Ба-ба», «Ма-ма», «Па-па», «Му», «Гав», «Ам».

Чем больше вы разговариваете, тем больше малыш будет подрожать вам. Именно за счет этого и формируются навыки разговорной речи. Детки в 7 месяцев отлично играют.

Вы должны давать им игрушки и называть: «Возьми котика, собачку, погремушку и пр».

Игры до года

После семи месяцев дети активно развиваются, познают мир. Малыш заинтересовался кастрюлями? Дайте ему, пусть позвенит ими. Обязательно играйте в «Ладушки», «Сороку-Вороку». Учите ребенка показывать, где у него глазки, носик и другие части тела, пусть это делает на себе и на своих игрушках. Каждый раз старайтесь придумывать все больше игр. Особенно полезными являются пальчиковые краски.

В 10 и 11 месяцев многие детки произносят первые слова. Не стоит паниковать, если первое слово ваш малыш скажет в годик. Теперь он может сам организовывать игры «Ку-ку», «Коза рогатая», отлично собирает пирамидку, катает машинки, собирает игрушки.

Давайте ребенку карандаши, мелки, пусть рисует, так он знакомится с миром. Полезной является игра «Волшебный мешочек»: сшейте мешочек или возьмите наволочку, наложите туда разных игрушечных животных.

Затем показывайте по очереди ребенку, он должен отразить звук конкретной зверушки. Например, показали собачку, дитя должно сделать «Гав-гав», показали котика, значит, «Мяу-мяу» и т. д.

Обязательно подсказывайте малышу.

В это время играйте в сюжетные игры: положите куклу спать, накормите мишку, приготовьте кашку. Не забывайте читать книжки, показывайте картинки, включайте ребенку мелодичную музыку. Когда гуляете с ребенком, знакомьте его с окружающим миром, природой, рассказывайте, какая сейчас пора года, что для нее характерно.

Как правило, если ребенок рождается здоровым, без психических и физических отклонений, у него не возникает проблем с речью. Все зависит от родителей. Уделяйте своим деткам время, занимайтесь ими, вот тогда будет заметен результат. Маленькому человечку все интересно, поэтому старайтесь постоянно общаться с ним. Дарите своим деткам тепло, внимание и любовь!

Источник: https://medportal.su/kak-razvivat-rech-u-rebenka-do-goda/

Развитие речи до 1 года

Развитие речи у ребенка до 1 года

Новорожденный малыш еще совсем крошка, и многие скажут, что о развитии его речи пока думать рано. Тем не менее, и он способен весьма громогласно произносить некоторые простые звуки, заявляя окружающим о своих потребностях.

А развитие речи до года и вовсе проходит несколько последовательных этапов, от маловразумительных звуков до полноценных слогов и даже подобия слов.

Тем не менее, процесс формирования речи у ребенка начинается гораздо раньше, чем малыш начинает произносить первые слоги.

Стадия крика

Как только малыш рождается на свет, он тут же обозначает свое присутствие в новом для него мире громогласным криком. Именно путем крика он сообщает окружающим, в особенности маме, и успокаивается лишь после полного их удовлетворения.

При этом изначально младенец обладает единственным средством общения, поэтому посредством крика он привлекает к себе внимание, общается и сообщает о своем дискомфорте.

При этом он может кричать тише или громче и даже выжидать паузы в надежде на ту или иную реакцию.

Не стоит забывать, что крик у малышей развивается параллельно с речью. То есть, даже при появлении в детской речи первых полноценных слов, крик все еще играет немаловажную роль в общении.

Развитие речи до 1 года: гуление

Приблизительно в возрасте 1-2 месяцев развитие речи малыша подходит к новой стадии – гулению. Именно она будет сопровождать ребенка до конца первого полугодия его жизни.

Под гулением могут подразумеваться самые разные звуковые комбинации. Так или иначе, как в крике, так и в гулении, особенно важен момент взаимодействия.

С течением времени малыш овладеет новыми звуками и новыми интонациями.

Конечно, не исключено, что и оставшись в одиночестве в комнате, малыш будет гулить. Но особенно активным гуление станет только после появления в комнате мамы или иного близкого ребенку взрослого. Если присмотреться к ребенку внимательно, то становится понятно, что он не просто так произносит набор звуков.

Ведь он заглядывает в глаза взрослому при этом в ожидании ответа. Другими словами, он пытается выстроить полноценный речевой диалог, который непременно нужно поддержать. Ведь именно в ходе гуления у ребенка происходит координация голоса и взгляда одновременно, что является основой будущих социальных контактов.

Взрослым стоит отвечать малышу на его языке, всячески поощряя и поддерживая в нем любые проявления тяги к общению. Он непременно будет рад оказанному ему вниманию. С течением времени, цепочки звуков, которые произносит ребенок, будут все длиннее, а он сам будет подражать взрослым в меру своих возможностей. Ведь дети в возрасте до полугода очень чутко ощущают ритмику речи и ее интонации.

Развитие речи до 1 года: лепет

Постепенно на смену гулению придет следующая стадия развития речи до 1 года – это лепет. Как правило, происходит это в 6-7-ми месячном возрасте. Именно в это время дети начинают говорить первые слоги, вроде ма, та, ба и пр. Изначально это отмечается случайно и однократно, но позднее отдельные слоги начнут собираться в цепочки.

Как гуление, так и лепет имеют исключительное значение в дальнейшем развитии речи маленького человечка. Поэтому задача родителей в развитии речи до 1 года, всячески поощрять в своем ребенке и лепет и гуление.

Еще одна интересная игра, когда ребенок находится на руках у взрослого, его располагают так, чтобы ему были хорошо видны движения губ. При этом нужно читать простые стишки, пропевать ритмичные песенки или просто болтать с ребенком. Помимо этого малышу просто необходимо постоянно слушать обращенную к себе взрослую речь.

Первые слова лепета не будут нести в себе смысла или содержания. Но внимательная мама в дальнейшем непременно рассмотрит в них некий смысл.

Первые слова

Этап первых слов обычно наступает не ранее 11-12 месяцев. Поэтому по мере приближения этого возраста взрослым необходимо оказать ребенку всестороннюю помощь в его словотворчестве. Ведь как раз в это время у детей появляются ассоциации между словами и предметами, объектами окружающей среды, то есть наполнение их смыслом.

Для расширения пассивного и активного словарного запаса на этом этапе важно чтение вслух, а также постоянные комментарии происходящего со стороны родителей.

Логопеды также советуют помнить о необходимости щек и мышц губ. Для этого стоит запастись губными гармошками и свистульками – пусть малыш увлечено дует в инструменты. Также будет полезным и выдувание мыльных пузырей.

Как только ребенок начнет повторять хотя бы отдельные слова. Можно переходить к чтению любимых стихов «по ролям», когда малышу предлагается закончить строчку или вставить простое слово в повествование в любимой сказке.

Источник: http://mamairebenok.com/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rechi-do-1-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.