Развитие зрения у младенца

Содержание

Развитие зрения у новорожденных

Развитие зрения у младенца

Зрение у малыша начинает развиваться еще во внутриутробный период. Зрительная система взаимодействует с другими органами. Это значит, что сбои в функционировании какой-либо части организма негативно отразятся на возможности полноценно видеть и наоборот.

Так, нарушения зрения у детей может привести к отставанию в физическом, умственном развитии, а также вызывать нервные расстройства. Познавать мир можно, только созерцая его красоту. Малыша, который страдает болезнями глаз, нужно как можно скорее показать окулисту, потому что чем раньше будет диагностирована патология, тем легче будет с ней справиться.

Когда ребенок начинает видеть

Новорожденный почти не различает окружающие предметы, так как его нервная система и отдельные зрительные структуры еще недостаточно развиты и даже отдельные составляющие глаз имеют не такую форму, как у взрослых. Какое-то время глазное яблоко растет, происходит формирование сетчатки, которая изначально даже не имеет желтого пятна.

Новорожденный не воспринимает предметы, которые находятся на расстоянии от него. Картинки, попадающие в поле его зрения, не имеют объема. Осмыслить их или сфокусировать взгляд на какой-то вещи невозможно. Однако на данном этапе малышу это и не нужно. И неважно, что он видит в тысячу раз хуже, чем его мама и папа.

Младенец интересуется преимущественно объектами, которые располагаются на близком от него расстоянии, имеют четкий незатейливый узор и яркий цвет.

Постепенно зрительная система малыша совершенствуется и уже по достижении полугодовалого возраста ребенок с интересом ощупывает предметы, которые попадаются ему в руки, улучшается тактильное восприятие реального мира. В дальнейшем согласовываются движения глаз и рук крохи.

Со временем зрение у новорожденных совершенствуется и уже к году почти приближается к «взрослому». По достижении ребенком двенадцати месяцев, родители должны показать его окулисту. Этот осмотр носит профилактический характер и позволяет своевременно выявить отклонения в развитии зрительного аппарата, если они, конечно, имеются.

Особенности зрительной системы новорожденного

Считается, что новорожденный видит окружающие предметы верх ногами. Это миф. Из-за недоразвитости зрительного анализатора картинка отображается на сетчатке в перевернутом виде, но это не значит, что для малыша весь мир является «другим». На самом деле все изображения, проецируемые на сетчатку, перевернуты, но благодаря нашему мозгу они воспринимаются в нормальном виде.

Фактически срабатывают законы оптики и зрительного восприятия. Аналогичный эффект применяется при проекции линзы в фотоаппарате. И хотя младенец видит окружающий мир размыто, механизм обработки картинки у него и у взрослого человека ничем не отличаются друг от друга.

Ребенок, только что появившийся на свет, различает свет и тени, силуэты, границы больших предметов. Он видит лицо матери, если оно находится в пределах 20-30 сантиметров от его глаз.

Глазки малыша могут чуть-чуть косить, как правило, это временное явление, которое опасности не представляет.

Не стоит волноваться, если они грудничка смотрят в разные стороны или сходятся возле переносицы, поскольку в дальнейшем все нормализуется.

В первые несколько недель жизни дети лучше всего воспринимают черно-белые картинки. Цвета младенцы почти не отличают друг от друга, особенно если они находятся в пределах одного спектра. Первым цветом, который ребенок начинает узнавать, является красный, далее следует желтый, спустя несколько месяцев – зеленый, потом синий, а затем и все остальные.

Примерно в полгодика кроха может взглядом оценить расстояние между ним и какой-либо вещью, анализируя, может ли он взять ее в руку. В это же время развивается хватательный рефлекс. Ближе к году маленького человечка начинают интересовать незатейливые и четкие узоры. Зрение малыша продолжает улучшаться. Этот процесс завершается к 5-7 годам.

Стадии развития зрения у детей грудного возраста

Умение полноценно видеть развивается по мере роста ребенка. Зрительная система совершенствуется в несколько этапов, зачастую это происходит совместно с появлением других навыков:

  1. В один месяц новорожденный видит лицо взрослого человека, который берет его на руки. Он даже может рассмотреть улыбку. В этом возрасте ребенок реагирует на световые раздражители, то есть его зрачок сужается под воздействием освещения. Некоторые родители проверяют зрение крохе, поднеся его лицом к окну и наблюдая за реакцией.
  2. Двухмесячный младенец может следить за объектами, которые движутся горизонтально и поворачивать для этого головку, но он еще не воспринимает вертикального перемещения. Повышается четкость зрения. Умение следить за предметами совершенствуется, и малыш уже может фокусировать взгляд на вещи, которая его заинтересовала.
  3. В три месяца грудничок долго наблюдает за перемещающимися объектами как большими, так и за маленькими. Самое время приобрести мобиль для детской кроватки. Ребенок начинает узнавать лица домочадцев. В период с двух до шести месяцев формируется цветовое восприятие.
  4. Четырехмесячный малыш хорошо координирует свои движения и может взять рукой вещь, которая ему интересна.
  5. По достижении пяти месяцев ребенок начинает понимать, что предметы существуют вне зависимости от того, видит он их или нет. Он уже может узнавать объекты по их контурам, совершенствуется восприятие цветов.
  6. В полгода от роду у грудничка улучшается трехмерное зрительное восприятие, совершенствуется хватательный рефлекс, а также умение сосредотачивать взгляд и задерживать его на объектах, расположенных вблизи. Теперь малыш может воспринимать простые фигуры.

Как проверить зрение у маленького ребенка

Самый первый осмотр глаз новорожденного проводится после появления его на свет, в родительном доме.

Профилактические осмотры окулиста необходимо проходить по достижении малышом одного, трех, шести и двенадцати месяцев.

Если ребенок появился на свет недоношенным, с весом меньше нормы или его родители и ближайшие родственники имеют глазные заболевания, то показать его узкому специалисту нужно как можно раньше.

Заподозрить, что плохое зрение у ребенка мама и папа могут по следующим признакам:

  • зрачки имеют разный диаметр;
  • из глаз выделяется гнойная масса;
  • зрачки не сужаются под воздействием светового раздражителя;
  • глазки закисают после сна так, что трудно разомкнуть ресницы;
  • веки опухли или приобрели красноватый цвет;
  • имеется повышенная чувствительность к свету;
  • после двухмесячного возраста грудничок не наблюдает обоими глазками за объектом, перемещающимся горизонтально, а вертикально – после трех или четырех месяцев;
  • зрачки дрожат, мигают, бегают, не могут сфокусироваться на одной точке;
  • глаз был травмирован или в него попали посторонние предметы, жидкости;
  • кроха не в состоянии сосредоточить взгляд на предмете, находящемся вблизи (по достижении двух месяцев);
  • глаза ребенка очень выпуклые, как бы «навыкате»;
  • по достижении малышом трех месяцев у него сохраняется косоглазие.

Нарушения зрения у детей, указанные выше, требуют скорейшего обращения к окулисту. Чтобы малыш мог видеть полноценно, родители должны заботиться о его глазах. Грудничка необходимо обязательно умывать каждый день (первое время протирать глазки ватными дисками, смоченными в воде) и ограждать от созерцания включенных мониторов.

В восприятии окружающего мира задействованы сразу несколько органов чувств. Нарушения зрения у детей могут привести к отставанию в физическом и умственном развитии. Чтобы этого не случилось, необходимо своевременно обращаться к окулисту.

Источник: https://detskiebolezni.com/detskie-bolezni/zabolevaniya-glaz/razvitie-zreniya-u-novorozhdennyx

Развитие зрения у новорожденных: таблица по месяцам

Развитие зрения у младенца

Рождение ребенка важный этап в жизни каждого человека, и у всех новоиспеченных родителей много вопросов о состоянии здоровья своего малыша. Многие родители задаются вопросом о том, какое зрение у их малыша и видит ли он вообще. 

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

возрастОстрота зрения и зрительные функции
новорожденный
  • различает только свет и тень – светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
1 месяц
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
2-3 месяц
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
4-6 месяц
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
7-12 месяц
  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.  Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так – зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения – это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки. 

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для Mirmam.pro

Источник: http://MirMam.pro/zrenie-u-novorozhdennykh/

Зрение у новорожденных и детей до года

Развитие зрения у младенца

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца.

Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка.

Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого.

Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения. Для его полноценного развития необходим свет.

Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0—7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией. Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота.

Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века.

Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20—30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7—28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2—5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка, когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20—30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10—15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль). Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты, раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Для этого можно использовать готовые картонные черно-белые картинки, продающиеся в отделах развивающих игрушек, или распечатать их с интернета.

Хорошим вариантом для малышей первых 4 месяцев жизни является обычное одеяло или пододеяльник, выполненные в черно-белой гамме, на которые можно просто класть ребенка.

При желании можно найти в продаже музыкальную карусель с подвесками в черно-белой гамме или сшить их самим из кусочков ткани.

С помощью органа зрения человек получает до 90% информации о внешнем мире. Поэтому так важно начинать заботиться о глазах начиная с первого дня жизни малыша. Знание того, как развивается и совершенствуется зрение у новорожденных, поможет родителям вовремя заметить даже малейшие нарушения в работе глаз ребенка и обратиться к врачу за помощью.

  • anatomia seo
  • Распечатать

Источник: https://moy-kroha.info/zrenie-novorozhdennyh-do-goda

Зрение у новорожденных

Развитие зрения у младенца

Заботливым родителям так хочется узнать, что чувствует новорожденный ребенок. Они вглядываются в маленькое личико младенца, и пока еще не видят осознанного взгляда.

Грудничок то косит глазки в сторону, то безучастно смотрит по сторонам. Неопытные мамы и папы могут принять эти признаки за нарушение зрения, но для новорожденного малыша это нормально.

Он видит лишь размытую картинку, и ему только предстоит познать окружающий мир.

Как устроен глаз новорожденного

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.

У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития. Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка? 

  • Глазное яблоко новорожденного еще совсем маленькое, весом около 3 грамм и размером 16-16,2 мм. И хоть глаза младенца кажутся очень крупными в лицевой пропорции, у них впереди еще период активного развития и роста. К пяти годам жизни ребенка размер его глазного яблока максимально приблизится к взрослому. Зрительная система полностью завершает свое развитие в 17-18 лет.
  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.
  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть дакриоцистит.
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.
  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

  • Новорожденный видит только тень или свет, он совсем не различает очертания предметов, для младенца весь окружающий мир видится размытым.
  • Зрение новорожденного в 1 месяц немного отличается от восприятия мира первых дней жизни. Младенец уже может выделить из всего окружающего мира нечеткое изображение маминого лица на размытом фоне. К концу первого месяца ребенок начинает следить за движущимися предметами. А также задерживать взгляд на источнике света. Ребенок видит предметы, расположенные не далее, чем 30 см от него.
  • На 2 месяце развития у новорожденного появляется центральное зрение. Он уже может фокусировать свое зрение на предметах, которые находятся на 80 см от него и ближе, особенно на ярких игрушках. У ребенка появляется двухмерное восприятие предметов, то есть он различает ширину и высоту, но пока еще не может понять, что вещи имеют объем, в его восприятии они плоские.
  • В 3 месяца младенец начинает различать цвета (в первую очередь, красный и желтый) и распознает контрастные рисунки. Карапуз уже может долго задерживать взгляд на игрушке. У него начинает формироваться бинокулярное зрение. Теперь он может узнавать маму и отличать ее от других людей.
  • К 4-6 месяцам грудничок различает все больше цветов, дольше задерживает взгляд на предметах и дольше следит за движением. Ребенок видит себя в зеркале, но еще не осознает, что это его отражение.
  • В 7-12 месяцев развития грудничок видит на 7-8 метров. У него увеличивается острота зрения и восприятие мелких предметов. В связи с подготовкой к первым шагам и тем, что малыш уже уверенно ползает, он уже ориентируется в пространстве и может относительно оценить расстояние до предметов. В этом возрасте уже не должно быть эпизодического косоглазия. К году малыш видит достаточно хорошо, но его зрительная система продолжает активное развитие.

Свет

При выборе освещения помните, что в детской комнате необходимо несколько источников света для разных целей. Это должна быть люстра, которая является основным освещением, также настенное бра и ночной светильник.

Для основного освещения выбирайте лампы с достаточно ярким желтым светом, они благотворно влияют на зрение малыша. Тусклые лампы будут усугублять и без того слабое зрение новорожденного.

Лампочки с синим светом можно использовать для игровой комнаты или игровой зоны.

Важно, чтобы детская комната находилась на солнечной стороне, и в ней было светло, в первую очередь, от солнечного света. 

Ночник очень важен для ночного сна.

Он придет на помощь маме, чтобы она могла спокойно перепеленать и покормить грудничка. Со временем он потребуется и малышу, который будет видеть предметы в мягком свете и спокойно засыпать. Полная темнота может напугать маленького ребенка.

А слишком яркий свет мешает крепкому сну не только детей, но и взрослых.

При выборе цветов для оформления детской отдайте предпочтение пастельным и светлым тонам. Не переусердствуйте с белым цветом. Психологи считают, что это может негативно сказаться на развитии психики малыша.

Но не стоит закрашивать потолок или совсем убирать этот цвет из детской комнаты. Просто разбавьте его другими цветами и оттенками, чтобы детская не была похожа на больничную палату.

Стены можно покрасить нежно-розовым, голубым или песочным цветом, а вот мебель, подушки или какие-то аксессуары можно сделать яркими и запоминающимися.

Выбираем игрушки

  • Для развития малышей до года нужны простые и нефункциональные игрушки. Не спешите покупать мальчикам машинки, а девочкам куклы, в данный момент они их не заинтересуют. Вообще до трех месяцев карапузы могут не реагировать на игрушки и не пытаться взять их в руки. Впоследствии их будут привлекать погремушки и другие яркие предметы. Когда у грудничков начнут резаться зубки, то они будут тащить их в рот, помните об этом.
  • При прорезании зубов грудничку могут принести облегчение специальные игрушки, которые можно кусать и чесать при этом десны. Они могут быть разных цветов и размеров, но чтобы заинтересовать карапуза, выберите яркие варианты.
  • Педиатры советуют выбирать яркие игрушки для привлечения внимания малыша и для концентрации его зрения.
  • Не стоит забывать, что погремушка должна быть в первую очередь безопасной. Поэтому желательно покупать такой предмет в аптеке или в магазине, имеющем сертификацию всех товаров. Не покупайте дешевые китайские игрушки с рук во всевозможных палатках и на стихийных рынках, часто такой товар не соответствует требованиям безопасности. При покупке игрушки проверьте ее на наличие повреждений, сколов и острых образований. Иногда пластмассовые предметы имеют на стыках острые неотшлифованные выпуклости. Яркая игрушка не должна плохо пахнуть. Слишком сильный химический запах говорит об использовании при производстве этого предмета вредных веществ. Качественные игрушки не должны оставлять мажущие следы краски на руках, но и откалывающаяся краска также очень вредна.

Миф о зрении малышей

Главный миф заключается в том, что дети все видят в перевернутом виде. Это мнение появилось довольно давно, а сформировалось оно благодаря строению человеческого глаза и особенностям зрения.

Строение нашего глаза похоже на собирающую линзу, которая имеет свойство переворачивать изображение. Поэтому наш глаз действительно получает перевернутую картинку, которую, в свою очередь, обрабатывает головной мозг. В результате, мы видим правильное изображение.

Достоверно неизвестно, кто впервые выдвинул теорию о перевернутом зрении младенцев, но этот человек руководствовался базовыми знаниями, хотя и сделал неправильный вывод. Эта ошибочная теория очень популярна и до сих пор.

Мы рекомендуем к просмотру этот видеоролик. В нем показано, какие этапы развития проходит зрение малыша от рождения до года.

Похожие темы

  • Чтобы узнать, как должен расти грудничок, просмотрите —таблицу роста и веса—.
  • А знаете ли вы виды рефлексов новорожденных? Прочтите эту статью, чтобы узнать о них больше.
  • —Первый месяц развития малыша— очень важен для родителей. Они хотят знать, чему малыш учится за это время, что он видит и слышит.
  • Узнайте, —когда новорожденный начинает держать голову—. Это один из первых навыков, который приобретает новорожденный малыш.

Источник: https://okrohe.com/deti/etapy-razvitiya-rebenka/zrenie-u-novorozhdennyh.html

Зрение у новорожденных детей до года: развитие, когда начинают видеть дети

Развитие зрения у младенца

Зрение у новорожденных детей несовершенно. Оно не отвечает тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Развитие зрения у новорожденных детей до года проходит по определенным этапам. Предлагаем вам узнать все необходимую информацию. Вы поймете, как выглядит мир глазами младенца.

Когда новорожденный начинает видеть?

Новорожденный ребенок представляется нам, взрослым, неким инопланетным существом. Совершенно непонятно, что он чувствует и чувствует ли вообще, что видит и слышит.

В народе бытует мнение, что новорожденные если и различают предметы, то почему-то в перевернутом виде, а молодые матери волнуются, видит ли ребенок вообще — ведь его взгляд ни на ком не задерживается.

Как же все-таки устроено зрение маленького человека? Когда новорожденный начинает видеть и узнавать предметы и близких ему людей?

Зрение у детей до года

Орган зрения начинает закладываться очень рано (с 3 недели внутриутробного развития), и к моменту рождения ребенка его формирование еще не закончено. Глаза это видимая часть зрительного анализатора, который включает также зрительные нервы и зрительные центры в головном мозге.

Зрительная система новорожденного далека от совершенства, и мир представляется ребенку в виде смутных пятен разных оттенков серого цвета. После рождения, особенно в первые месяцы жизни, острота зрения у детей до года стремительно увеличивается, достигая к г12 месяцам примерно 1/2 от взрослой нормы.

Глаз новорожденного дальнозорок, с возрастом он увеличивается в размерах, и дальнозоркость снижается, сменяясь нормой. Глазные мышцы развиты слабо, и поэтому новорожденные обычно косят, но постепенно ребенку становится все легче фокусировать взгляд.

А откуда пошло убеждение, что новорожденные видят все вверх ногами? Дело в том, что у всех людей от младенцев до стариков изображение действительно отображается на сетчатку глаза вверх ногами. О
днако кора головного мозга, анализируя изображение, опять «переворачивает» его, и мы воспринимаем мир таким, каков он есть.

Долгое время было неизвестно, является ли эта способность коры врожденной или появляется в процессе роста и развития, однако наблюдения за реакцией новорожденных и последние функциональные исследования доказывают, что новорожденный видит «правильно». Еще одно суеверие говорит о том, что ребенка до 3 мес нельзя подносить к зеркалу. Но никаких научных обоснований для этого нет.

Зрение новорожденного: этапы развития

Важно отметить, что нормальное развитие зрительной системы происходит только при ее постоянной тренировке, поэтому важно обеспечить ребенку разнообразие зрительных впечатлений смену света, темноты и тени, яркие краски и контрастные изображения. В процессе роста зрение новорожденного этапы развития проходит постепенно.

Первый месяц — мир глазами младенца

В первый месяц новорожденному вполне достаточно общения с родителями, а игрушки можно не использовать ведь ребенок еще не различает цвета. Мир глазами младенца в первый месяц жизни выглядит совсем не так красочно, как к этому привыкли мы.

Взрослый наклоняется к ребенку, стараясь, чтобы расстояние между ними не превышало 30 см (более отдаленные предметы и людей новорожденный просто не увидит), и ласковыми словами старается привлечь внимание малыша.

Удивительное «совпадение», в очередной раз свидетельствующее о мудрости Природы: когда мать держит ребенка на руках и кормит его грудью, ее лицо находится как раз на расстоянии 30-40 см от лица ребенка, так что он может подолгу рассматривать своего самого близкого человека и таким образом тренировать зрение.

Вначале ребенок фокусирует взгляд лишь на несколько секунд, но уже через 1 нед это время увеличивается. В играх можно переходить к следующему этапу: взрослый медленно отклоняется от средней линии вправо или влево, а ребенок поворачивает голову, отслеживая перемещения.

Какое зрение у новорожденных во второй месяц

В течение второго месяца световая чувствительность сетчатки возрастает, острота зрения увеличивается. Ребенок видит уже не пятна, а вполне четкие, но пока еще двухмерные изображения и начинает проявлять к ним интерес — например, поворачивает голову, пытаясь разглядеть что-то интересное.

В это же время он начинает различать красный и зеленый цвета. Самое время повесить над кроваткой яркие игрушки (в центре красные, по бокам желтые, на периферии синие), но не слишком близко к глазам (это может привести к косоглазию). На расстоянии вытянутой руки примерно 40 см.

Расположение игрушек нужно менять и подвешивать их то справа, то слева, то посередине, чтобы ребенок привыкал смотреть в разные стороны. Стены детской можно украсить картинками контрастными черно-белыми и цветными, и ежедневно совершать экскурсии по собственной художественной галерее.

К концу второго началу третьего месяца развивается объемное зрение. Вот вы и узнали, какое зрение у новорожденных на втором месяце жизни.

Когда у новорожденного фокусируется зрение?

Как правило, ответ на вопрос о том, когда у новорожденных фокусируется зрение, зависит от индивидуальных особенностей малыша. Это примерно 3 — 5 месяц жизни. В это время ребенок легко переводит взгляд с близких предметов на удаленные, различает детали предмета.

Мир обретает новые краски — синюю и желтую. Теперь можно играть втроем.

Например, папа держит ребенка на руках и показывает ему игрушку вблизи, а мама уходит на противоположный конец комнаты с другой игрушкой и зовет малыша, чтобы он посмотрел на игрушку (желательно другого цвета и формы) в ее руках. Это отличная тренировка аккомодации.

Можно также начинать игру в прятки мама показывает ребенку игрушку то справа, то слева, сверху и снизу, медленно кружит ею над головой ребенка. Конечно, малыш будет крутиться во все стороны, но глазодвигательные мышцы поработают тоже.

Как развивается зрение у новорожденного после 6 месяца

Зрительная система продолжает активно развиваться. Формируется макула центральная зона сетчатки, отвечающая за остроту зрения, а само зрение становится бинокулярным, то есть ребенок, одновременно четко видит предмет двумя глазами. Это позволяет видеть мелкие детали предмета, различать черты лица, мимику.

Теперь можно строить ребенку рожицы вполне возможно, что он даже попытается вам подражать. Нужно помнить, что острота зрения ребенка все еще невысока, поэтому для полноценного развития зрительного анализатора в дневное время освещение в комнате должно быть достаточным.

А вот спать ребенку желательно не в полной темноте, а в полумраке (запасаемся ночником), так как развивается зрение у новорожденного.

Возраст – один год

Ребенок координирует движения глаз с движением тела, учится оценивать расстояние (бросает игрушки, ползает и пытается ходить). Хорошо различает цвета (хоть и не сообщает об этом вслух) и форму предметов.

Острота зрения годовалого малыша вполовину меньше, чем у взрослого, а психика еще очень уязвима, поэтому с мультфильмами лучше подождать, а телевизор в комнате, где находится ребенок, должен быть выключен.

Годовалый ребенок хорошо различает рисунки, поэтому можно начинать знакомиться с детскими книжками.

Только в 6-7 лет острота зрения достигает «взрослой» нормы, и ребенок видит десятую строчку таблицы проверки зрения. Пора в школу!

Статья прочитана 1817 раз(a).

Под детским церебральным параличом (ДЦП) понимают хроническое непрогрессирующее поражение головного мозга, возникающее в пренатальном (внутриутробном), перинатальном (дородовом) и постнатальном (послеродовом) периодах. ( …) …

Запор – это неполноценное опорожнение кишечника, выражающееся в урежении стула и затруднении акта дефекации. У малышей до трёх лет запор диагностируют в случаях, если освобождение кишечника происходит менее шести раз в неделю, у детей старше трёхлетнего возраста – менее трёх раз в семь …

Краснуха относится к острым вирусным инфекционным заболеваниям. Путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Для заболевания характерно увеличение периферических лимфоузлов, повышение температуры тела и появление на коже пятнистой сыпи. ( …) …

Эпидемический паротит (свинка) – является острым вирусным, инфекционным заболеванием, с воздушно-капельным (аэрозольным) путем передачи. Входными воротами инфекции выступает слизистая оболочка ротовой полости и носоглотки. Свинкой болеют, преимущественно, дети в возрасте до 14-15 лет. Эпидемический …

Бронхиальная астма – воспалительное, рецидивирующее заболевание, при котором, из-за синдрома бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), возникают приступы удушья. ( …) …

Ветрянка или ветряная оспа (ВО) представляет собой острую вирусную инфекцию с воздушно-капельным путем передачи, возбудителем которой является вирус герпеса. Ветрянка у детей младшего и подросткового периодов протекает в легкой форме. Старшие школьники и взрослые переносят болезнь …

Корь относится к острым инфекционным заболеваниям, с воздушно-капельным механизмом передачи. Для заболевания характерна выраженная клиническая симптоматика: лихорадка, интоксикация, катар верхних дыхательных путей, макулопапулезные высыпания.  ( …) …

Если воспалительный процесс сосредоточен в области головки полового члена, говорят о баланите. Если воспален внутренний листок препуция (крайней плоти) ‒ о постите. Когда воспалительный процесс охватывает и то, и другое – о баланопостите. ( …) …

Простудные симптомы с высокой температурой и лихорадкой у детей всегда заставляют насторожиться их родителей. Многие задаются вопросом о том, почему ребенок часто болеет ОРЗ, как предотвратить следующее заражение. Мы предлагаем вам узнать ответ на этого вопрос. Также вы узнаете причины …

Многие родители паникуют, ребенок часто болеет: что делать с этим положением вещей, не понятно. Участковый педиатр не может дать никаких толковых рекомендаций, а начальство на работе уже “смотрит косо” каждый раз, когда вы приносите больничный лист? Вам может помочь укрепление здоровья …

Лечение дисбактериоза у детей должно быть своевременным и комплексным. Медикаментозное лечение дисбактериоза назначается по результатам исследования кала. Параллельно осуществляется лечение запоров у детей. Для этого существуют специальные препараты, которые не вызывают функциональной …

Источник: http://zdravstvuy.info/?p=2942

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.