Скрининговое исследование слуха новорожденных детей

Обследование новорожденного: неонатальный, аудиологический и Узи скрининг

Скрининговое исследование слуха новорожденных детей

После рождения ребенка в роддоме проводится неонатальный скрининг. Эта процедура заключается в полном обследовании малыша для выявления возможных заболеваний и проведения необходимого лечения.

Особенности обследования

Скрининг — виды и значение процедуры

После рождения ребенка выполняют 2 вида скрининга: неонатальный и аудиологический. Неонатальный скрининг помогает выявить генетические расстройства, нарушения в работе иммунной системы и метаболизма.

Скрининг проводится всем новорожденным. Нарушение метаболизма и связанные с этим заболевания являются наследственными. Данная процедура очень важна, так как тестируемые заболевания могут не проявляться при рождении и даже через несколько месяцев. Малыш, имея наследственный дефект, выглядит здоровым.

Исследование позволяет выявить аномальные гены. Также можно узнать отсутствие и наличие нормальных белков.

Раннее обнаружение заболевания и незамедлительное лечение помогут предотвратить серьезные осложнения.

Выполняют скрининг преимущественно в роддоме, однако после выписка малыша данную процедуру можно осуществить на дому.

логический скрининг позволяет определить возможные отклонения слуха и речи. С появлением на свет малыша это предугадать очень трудно. При раннем выявлении проблемы, ее легче устранить.

Подготовка и процедура

Анализ крови у новорожденных

За несколько часов до анализа крови ребенку не следует давать грудь или молочную смесь. От этого зависит достоверность результатов.

Перед процедурой стопу младенца моют с мылом. Затем лаборант протирает пяточку стерильным тампоном. Далее из нее берется несколько капель крови. Их помещают на специальную бумагу с указанием фамилии, имени, ребенка, а также даты его рождения и веса. Эту бумагу отправляют в специальную лабораторию, где и проводится исследование. Результаты анализов будут известны через 14 дней.

Проводится исследование при доношенной беременности на 3 день после рождения, недоношенным – на 7 сутки.

При выполнении скрининга раньше указанного срока высока вероятность получения ложноположительного или ложноотрицательного результата.

Если при генетическом исследовании результат положительный, то об этом обязательно оповестят родителей. При необходимости проводят повторный анализ. При положительном результате второго скрининга родители должны проконсультироваться с генетиком. Врач направит сдать другие анализы и посетить узких специалистов.

Расшифровка

Возможные заболевания

Если по результатам анализа были выявлены отклонения от нормальных показателей, то для подтверждения диагноза сдают дополнительные анализы. В этом случае консультация врача-педиатра и генетика обязательна.

Благодаря данной процедуре можно определить пять возможных наследственных заболеваний:

  • Фенилкетоиурия. Это одна из серьезных патологий, которая передается по наследству. Для данного заболевания характерно нарушение обмена кислот, в результате чего повреждается нервная система.  Диагностировать заболевание в утробе матери не представляется возможным, так как возникают сложности в получении генетического материала ребенка. На ранних стадиях можно обратить внимание на состояние ребенка и возможные симптомы фенилкетоиурии: мышиный запах во время контакта с малышом, частая рвота, возбудимость и др. При имеющихся симптомах следует обязательно обратиться к врачу.
  • Гипотиреоз. Это хроническое заболевание, для которого характерно снижение количества гормонов щитовидки в крови. От нехватки гормонов страдает центральная нервная система.  В результате функция щитовидной железы снижена. При врожденном гипотиреозе у ребенка наблюдается позднее закрытие родничка, прорезывание зубов, сухость кожи и др. Для восполнения дефицита гормонов назначают специальные препараты в определенной дозировке.
  • Адреногенитальный синдром. Развивается при недостаточной выработке гормонов корой надпочечников. Возникает при дефиците С21-гидроксилазы. Избыточное количество андрогенов влияет на формирование половых признаков. Органы малого таза развиваются по женскому типу, однако наружные половые органы только начинают формироваться. В результате наблюдается рождение детей с гипертрофированным клитором. Лечение заключается в применении специальных лекарственных препаратов.
  • Галактоземия. Редкое заболевание, при котором наблюдается нарушение метаболизма галактозы, которое обусловлено недостатком определенных ферментов. При поступлении в организм малыша галактозы, из-за патологии фермента нарушается ее преобразование в глюкозу. У ребенка при этом наблюдается рвота, кишечные колики, водянистый понос, появляется желтушность кожных покровов. Лечение направлено на снижение симптоматики и активизацию метаболических процессов в организме. Диетотерапия предполагает исключение из рациона продуктов, содержащих лактозу.
  • Муковисцидоз. Для этого заболевания характерно поражение экзокринных желез, что приводит к патологии дыхательных органов и систем человека. Секрет экзокринных желез становится густым. В нем содержится большое количество электролитов и белка. При задержке секрета формируются кисты обычно пищеварительной или бронхолегочной системе. Нарушения возникают еще во внутриутробном развитии. Постепенно они прогрессируют. Для мусковисцидоза характерно увеличение печени, наблюдаются симптомы дистрофии: большой и вздутый живот, расширенная грудная клетка, сухая и землистая кожа и др. Лечение включает комплекс мероприятий, которые предполагают использование антибиотиков, муколитиков, гепатопротекторов, витаминов и других препаратов. При раннем выявлении заболевания высока вероятность благоприятного исхода.

Читайте:  Основные причины повышения лимфоцитов в крови у ребенка

Это основные заболевания, которые можно выявить при выполнении скрининга новорожденного, однако существуют и другие наследственные патологии.

логический скрининг

Обследования слуха у новорожденных

С помощью аудиологического скрининга можно выявить у новорожденного проблемы со слухом. Как и неонатальный скрининг, его выполняют в роддоме. В некоторых случаях процедуру выполняют в поликлинике по месту жительства.

Ранее аудиологический скринг был показан новорожденным, находящимся в группе риска. На данный момент данное обследование выполняют всем новорожденным.

Для скрининга используют специальный прибор аудиометр. На кончик зонда, который вставляется в ухо, надевают насадку. Аппарат подает сигнал в ухо малыша. Затем этот сигнал улавливает определенные клетки, на которые и реагирует прибор. Важно, чтобы ребенок находился в спокойном состоянии. Обследование желательно проводить в спящем состоянии.

Больше информации о скрининге новорожденных можно узнать из видео.

Чтобы успокоить ребенка можно использовать пустышку, но в момент процедуры ее необходимо вынуть изо рта, так как сосание снижает результативность прохождения теста.

Результаты обследования можно получить в день процедуры.

При выявлении тугоухости и устранении причин до полугода увеличивает шанс ребенка соответствовать возрастным особенностям своим сверстникам. Если выявить отклонения в развитии в возрасте 2-3 лет, то у детей наблюдается нарушение речи.

Узи скрининг

Особенности ультразвукового обследования у новорожденных

В роддоме после рождения выполняется УЗИ. С помощью этой процедуры можно выявить дисплазию тазобедренных суставов и врожденный вывих бедренной кости.

При выполнении УЗИ на ранних этапах и своевременном лечении удастся избежать осложнений и полностью устранить патологию.

Также ультразвуковое обследование позволяет исследовать головной мозг. Процедура проводится через родничок. Благодаря этому исследованию можно выявить врожденные аномалии или заболевания, которые были обнаружены во внутриутробном периоде или после родов.

Несвоевременная диагностика и лечение возможных патологий может привести к серьезным последствиям в виде неврологических расстройств и нарушении мозговых функций.

Узи скрининг позволяет исследовать внутренние органы. В категорию риска входят малыши, у которых еще во внутриутробном периоде обнаружили порок или аномалии в развитии некоторых органов.

Источник: http://DiagnozLab.com/analysis/clinical-tests/blood/skrining-novorozhdennogo.html

Исследование органа слуха у детей разного возраста

Скрининговое исследование слуха новорожденных детей

jpg» width=»500″ height=»400″ />Своевременная и правильная оценка функции слуха в раннем детском возрасте особо важна, так как  выявление проблемы позволяет как можно быстрее приступить к ее коррекции и реабилитации ребенка.

  Научные исследования доказали, что становление функций коры больших полушарий происходит после рождения ребенка, в результате его взаимоотношений с окружающей средой. И самым важным в процессе развития речи и навыков является двухлетний период жизни малыша.

Согласно статистическим данным, в 80% случаев патология слуха у детей развивается в течение именно этого периода.

И правильная диагностика состояния функции слуха для ребенка имеет особое значение, так как это позволяет своевременно выявить имеющуюся проблему и приступить к ее коррекции путем реабилитации малыша.

Закладка слухового органа происходит на 7 неделе эмбрионального развития и к концу 20-й недели уже полностью сформирован. Становление его функционирования происходит постепенно.

Только что родившийся ребенок слышит лишь очень громкие звуки, затем, начиная с возраста трех месяцев, он становится способен воспринимать более слабые звуковые раздражители, особо реагируя на голоса родителей. С возраста шести месяцев, если малыш хорошо слышит, то он поворачивает голову к источнику звука и ищет его. Также в этом возрасте ребенок начинает интересоваться музыкой.

Когда малышу исполняется девять месяцев, он становится способен различать голоса своих близких, узнавать бытовые звуки и шумы и реагировать на них, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.

На следующем этапе развития функции слуха формируется возможность различия языковых высказываний, ребенком приобретается способность различать их последовательность.

Одновременно происходит становление речи, малыш становится способен повторять названия вещей, выполняет данные ему поручения, понимает направленные на него просьбы, начинает отвечать на вопросы.

У ребенка появляется желание слушать сказки и понимать их суть, он приобретает способность показывать предметы в книжке с картинками, слыша их название, и начинает понимать речь, когда она направлена не на него.

На современном этапе развитие техники и аппаратуры для диагностики достигло такого уровня, что позволяет проводить исследование слуха у новорожденных. Существует достаточное количество современных методик, которые позволяют количественно и качественно оценить состояние слухового органа, выбор метода при этом зависит от возраста ребенка, его характера и развития.

Особенности обследования  функции слуха у детей связаны с трудной диагностикой нарушений, которая  объясняется разным уровнем развития малышей.

Также проблему создают  отсутствие жалоб на наличие слуховых нарушений и то, что способность детей к концентрации и вниманию гораздо ниже, чем у взрослых.

Маленький ребенок быстрее утомляется и также быстро у него пропадает интерес к проводимому исследованию.

  И зачастую, отсутствие реакции на звуки у детей не обязательно означает то, что эти звуки ребенок не слышит. Именно поэтому необходимо организовывать проводимое исследование таким образом, чтобы при любых обстоятельствах оно было успешным (например, учитывать режим сна и бодрствования).

Также тяжесть аудиометрии и диагностики проблемы со слухом у ребенка связаны с тем, что и сам процесс проведения исследования, и дальнейшая интерпретация полученных сведений требуют знаний о соответствующем возрасту ребенка развитии (как в целом, так и слухового анализатора в частности). Учитывая то, что слуховая  функция ребенка в первые годы жизни неуклонно развивается, необходимо знать особенности слуховых реакций в определенном возрастном периоде и учитывать их при обработке данных.

Классификация методов диагностики слуха

  Способы исследования функции слухового анализатора разделяют на две группы:

  1. Объективные — при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.
  2. Субъективные — основаны на оценке реакции малыша (словесный, двигательный или поведенческий отклик) в ответ на звуковой раздражитель. К ним относят: пороговую и речевую аудиометрии, исследование при помощи камертона, исследование при помощи ультразвука, акустическая импедансометрия, регистрация разных видов  отоакустической эмиссии (ОАЭ) и слуховых вызванных потенциалов (СВП).

В период новорожденности, как правило, имеются две основные задачи: исследование функции органа слуха у всех детей путем скрининга и более тщательное обследование ребенка при наличии у него выявленных нарушений.

При выборе метода исследования для скрининга необходимо учитывать некоторые условия: неинвазивность методики, высокая чувствительность и специфичность, легкость и быстрота выполнения.

Существуют некоторые способы оценки слуха в периоды новорожденности и раннего грудного:

  1. Путем изучения реакции новорожденного на акустическое раздражение. При этом происходит фиксация рефлексов: Моро, дыхательного, стременной мышцы.
  2. Поведенческая аудиометрия — основана на появлении реакций ориентирования после исчезновения безусловных рефлексов в возрасте пяти месяцев. При проведении исследования изучается реакция ребенка на звуки в виде: изменения мимики, движения головы, глаз, бровей, рук и ног, изменения сосательной активности и дыхания. Для обработки полученных данных необходимо наличие достаточно опытного специалиста.
  3. Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) – данный метод используется в качестве скрининга. Это связано с тем, что у новорожденных детей ОАЭ имеет большую высоту амплитуд (из-за незрелости внутреннего уха и маленького наружного слухового хода), что обуславливает простоту и надежность исследования. Оно проводится в процессе  сна ребенка и  позволяет оценить состояние волосковых клеток снаружи. Недостаток метода – невозможность определения имеющейся ретрокохлеарной проблемы с органом слуха.
  4. Регистрация слуховых вызванных потенциалов (СВП)- данная методика позволяет проанализировать как состояние рецептора на периферии, так и функцию путей проведения. В основе лежит улавливание импульсов, возникающих в разных частях слухового анализатора в ответ на звуковое раздражение. Методика имеет две разновидности:
  • регистрация коротколатентных (КСВП) — более распространена в детской практике. Метод получил название акустической импедансометрии (оценивает рефлекс мышц внутри уха). Исследование проводят в состоянии сна, и оно имеет некоторые особенности: необходимо тщательно очистить наружный слуховой ход у ребенка, при выполнении процедуры возможно спадение хрящевых стенок хода из-за создания разрежения внутри. Также нужно обязательно учитывать лабильность звуковых рефлексов при их регистрации у данной возрастной категории.
  • Регистрация КСВП стандартных в случае звуковых раздражителей различной интенсивности и тест временного стимулирования по шагам. Данные вариации метода позволяют определить приблизительно процент потери слуха и зону поражения слухового органа. Оценка полученных результатов у новорожденного ребенка требует учета иной патологии, которая имеется в этот момент (заболевания нервной системы, которые могут изменить результаты исследования) и гестационного возраста малыша в случае, если он недоношен.

Все вышеописанные методы касаются и исследования функции органа слуха у детей до двухлетнего возраста.  Для данного возрастного периода характерно то, что дети старше  двух месяцев, в отличие от новорожденных, имеют более чуткий естественный сон.

При этом с увеличением возраста ребенка, актуальность проблемы увеличивается. Именно по этой причине возрастной период до двух лет считается самым трудным для исследования слуха.

Дополнительные затруднения вызывают невозможность установления психологического контакта с ребенком и необходимость медикаментозной седации для проведения исследования (ввиду отсутствия крепкого сна).

Обследование слуха у детей старше двух лет

В этом периоде диагностика и проведение аудиометрии значительно упрощаются, так как уже становится возможным установить с ребенком эмоциональный контакт, вызвать в нем интерес к исследованию при помощи различных психологических приемов (завлечь игрушками, сказками). Успех процедуры в этом возрасте будет зависеть, в основном, от фантазии врача.

При высоком уровне психомоторного развития ребенка и хорошем с ним контакте, возможно проведение речевой (ребенок ищет карточку, которая соответствует  услышанному слову) и тональной аудиометрий (в ответ на тональный посыл малыш выполняет действие).

Таким образом в этом возрасте при проведении аудиометрии ребенок вовлекается в процесс игры, в течение которой происходит фиксация внимания на звуковых составляющих.

Особенности дошкольного и школьного возраста

В периоде дошкольном вполне актуальны все перечисленные выше методы. Растет значение импедансометрии, так как она позволяет найти патологию евстахиевых труб, которая часто вызывается разрастанием аденоидов.

При работе с детьми данной возрастной категории необходимо помнить о том, что они утомляются достаточно быстро и не могут долго  сосредотачиваться на одном виде деятельности, поэтому все исследования должны носить характер игры.

Школьный возраст ребенка позволяет применять все возможные современные методы, в том числе и пробы с камертоном. Особенностью в данном периоде является необходимость максимального ограничения времени обследования, чтобы предотвратить истощение пациента и возможность недостоверного результата.

При этом в любом возрасте исследование слухового анализатора должно начинаться со сбора анамнеза ребенка (жизни и болезни), уточнения факторов риска, поиска контакта с ребенком и его родителями. В работе с детьми необходимы творческий подход, индивидуальное отношение к каждому малышу с учетом его возраста, уровня развития и контактности.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://pediatriya.info/issledovanie-organa-sluha-u-detey-raznogo-vozrasta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.