Тренировка нейропластичности мозга после инсульта

Нейропластичность: Как натренировать мозг и сделать его послушным

Тренировка нейропластичности мозга после инсульта

Анастасия Травкина

Много раз в день мы говорим и думаем о себе, но редко задаёмся вопросами, что скрывается за очевидным и вроде бы понятным «я». Что определяет то, как мы думаем, что чувствуем, как воспринимаем самих себя и на что способны? Наши возможности предопределены природой — или мы делаем себя сами? В эпицентре этого конфликта — мозг, который управляет всей нашей жизнью. 

Это одна из самых сложных систем во Вселенной: она способна учиться, расти и думать о себе самой. Открытие того, что окружающая среда может влиять на развитие и рост мозга, стало настоящей революцией в нейробиологии.

Эксперименты американского профессора Мэрион Даймонд в 1964 году показали, что у крыс, выращенных в просторных клетках с кучей игрушек, кора больших полушарий была на 6 % толще, чем у тех, что выросли в маленьких скучных клетках.

Это означает, что мы можем изменять мозг непрямым воздействием — без операций и препаратов.

Около четырёх сотен лет человек смотрел на мир как на точный механизм вроде огромных часов — и точно так же воспринимал самого себя. Казалось, мы рождаемся с «заданными настройками» — и можем жить в строго отведённых рамках.

Долгое время считалось, что взрослый мозг сформирован раз и навсегда, а его клетки умирают безвозвратно. Учёные были убеждены, что как только детство заканчивается, мозг стареет и деградирует, а наше мышление неизбежно ухудшается, что повреждения мозга всегда фатальны.

Считалось, что бессмысленно тренировать и обучать людей с врождёнными аномалиями мозга или получивших повреждения в течение жизни.

И хотя идею нейропластичности— способности мозга меняться под воздействием опыта — обнаруживали в экспериментах с конца XVIII века, её до последних десятилетий отвергали. Но теперь всё изменилось.

Первым делом открытие нейропластичности коснулось воспитания детей.

Младенец рождается с незрелым мозгом и делает громадный скачок в развитии за первые пять лет: у малыша всего две-три тысячи нейронных связей на нейрон, а уже к трём годам каждый нейрон набирает примерно 15 000 связей.

Это происходит потому, что мозг младенца реагирует на все сигналы органов чувств, мгновенно создавая для новой информации материальное воплощение в виде клеток и их соединений.

Период активного роста называется «критическим», так как именно в это время человек очень легко обучается. В это время среда колоссально влияет на мозг: например,

за два-три года ребёнок осваивает разные составляющие языка (или даже нескольких, если он живёт в мультилингвальной среде).

 Если в «критический» период он не будет слышать разговоры, то у него могут возникнуть не только проблемы с речью, но и задержки в развитии — есть теория, что если младенец в первые годы жизни будет находиться в обстановке неразборчивого шума, то некоторые части его мозга не смогут сформироваться полностью.

Если в «критический» период ребёнокне будет слышать язык, то у него могут возникнуть не только проблемы с речью, но и задержки

в развитии

В то же время есть данные, что даже во взрослом возрасте можно попытаться скомпенсировать такие нарушения.

Американский нейроучёный Майкл Мерцених, один из главных апологетов нейропластичности сегодня, разработал методику языковой аудиотренировки, которой пытаются корректировать различные речевые нарушения: дислексию, дисграфию и некоторые другие (правда, её эффективность пока вызывает споры).

Долгое время считалось, что по прошествии детского «критического периода» мы уже не можем повлиять на работу мозга — но и это не так.

Ещё в шестидесятых годах американский нейрофизиолог Пол Бак-и-Рита сконструировал аппараты сенсорного замещения, которые могли, например, научить людей с инвалидностью по зрению «видеть».

Для этого он использовал камеру, изображение с которой преобразовывалось в электросигналы — они подавались на пластинку, помещавшуюся на язык.

Пациентам требовалось от нескольких часов до нескольких месяцев тренировки, чтобы начать «видеть» с помощью этого прибора. Их мозг учился преобразовывать сигналы, поступающие с поверхности языка, в зрительные сигналы.

Такая реорганизация коры головного мозга показывает, что мозг легко меняется под воздействием внешних изменений.

Сюда относится и более известное явление — обострение осязания у людей, потерявших зрение: в этом случае нейронные сети, которые больше не используются зрением, вовлекаются в деятельность осязательных нервов, увеличивая чувствительность покровов кожи.

Другой инструмент воздействия на мозг — наше собственное тело. Впервые это наглядно показал тот же Бак-и-Рита, который помог восстановиться парализованному и онемевшему после инсульта отцу.

Его отец Педро каждый день учился элементарным вещам как ребёнок: различать и повторять звуки, тянуться за предметами, хватать их, ползать, играть в кубики, произносить слова — и так до тех пор, пока снова не начал ходить и говорить (в итоге он даже смог опять читать лекции в университете).

В то время не было возможности исследовать повреждения в мозге живого человека после инсульта — только когда Педро умер, вскрытие показало, что инсульт был крайне обширным и значительная область его мозга была повреждена, при этом оставшиеся клетки мозга смогли взять на себя функции утраченных участков.

С появлением техник исследования мозга живых людей, мы больше понимаем о том, как живут и функционируют люди, от рождения не имеющие части или и вовсе одного

из полушарий мозга.

Раньше наука не верила, что такие люди способны учиться, заниматься творчеством и любить близких — но это оказалось неправдой.

В книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга» изложено множество примеров не знающей предела нейропластичности мозга таких людей.

Если вы тренируете какой-то навык, например игруна скрипке,

то «мозговые карты» пальцев становятся больше

Вызванная телесным опытом нейропластичность встречается в жизни чаще, чем мы думаем. Гениальные танцовщики и пианисты, люди, ставящие спортивные рекорды, и получающие мультиоргазмы женщины — все они влияют на мозг за счёт тренировки тела.

Каждая часть тела представлена в соматосенсорной коре: более чувствительные и активные части тела большим, а менее чувствительные и активные — меньшим количеством нейронных соединений.

Канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд для наглядности создал «гомункула», который иллюстрирует, как тело «проецируется» в мозге.

Если вы тренируете какой-то навык — например, гонять пальцами по струнам скрипки с космической скоростью — то «мозговые карты» пальцев становятся больше, подробнее, дифференцированнее. В то же время верно и обратное: то, чем вы не пользуетесь, ослабевает, поэтому если вы перестаёте что-то делать — то теряете навык.  

Тем же свойством мозга можно объяснить избавление от вызванного травмами паралича, несмотря на плачевные прогнозы врачей. Майкл Мерцених показал в своих опытах, как нервная активность меняет работу мозга.

Если нерв, соединяющий вашу руку с мозгом, повредится, то через некоторое время мозг научится использовать соседний нерв для управления той же рукой — достаточно «заставить» мозг.

Опытным путём Мерцених доказал, что этот орган теряет навыки так же легко, как учится новому: если он привыкает к тому, что мы не пользуемся конечностью, он вычёркивает её из «мозговой карты», распределяя используемые раньше нейроны по другим, более актуальным задачам.

Но если человека поместить в ситуацию, когда он может пользоваться только обездвиженной рукой — через несколько недель мозг снова начнёт её «чувствовать». Эти методы используют, например, для восстановления после инсульта. Конечно, сроки восстановления зависят от тяжести повреждений — но эти эксперименты заставляют нас иначе посмотреть на идею реабилитации пациентов.

Но что если мы просто хотим научиться влиять на мозг, улучшая качество жизни — то есть повлиять на эмоциональное состояние, интеллектуальный потенциал и творческие способности? Над схемами подобных тренировок бьются многие учёные, но ни одной методики с мощной доказательной базой пока не существует — так что не верьте производителям приложений и игр, которые говорят, что они проверены нейронаукой. Нейронаука пока ни в чём не уверена, но кое-какие догадки у неё всё же есть.

Например, знаменитая на весь мир серия исследований лондонских таксистов, проведённая ирландским нейрофизиологом Элеанор Магуайер, доказала, что процесс обучения заставляет мозг развиваться. Лондон топографически очень сложный город, и таксистам приходится стараться несколько лет, чтобы получить лицензию.

Магуайер доказала, что те, кто прошёл обучение на лондонского таксиста, имеют увеличенный гиппокамп (он отвечает за память, и от него во многом зависит обучаемость). Чем более развит ваш гиппокамп — тем лучше ваша память и способность сопоставлять новые знания со старой базой.

Проще говоря, исследования доказали: чем больше вы учитесь — тем лучше вы учитесь, чем дольше вы учитесь — тем легче вам становится. Поговорка «учиться никогда не поздно» тоже о нейропластичности.

Правда, с интенсивным обучением могут быть связаны и недостатки для мозга. Сидячий образ жизни и отсутствие физической активности могут приводить к нарушениям кровообращения — так как одну пятую кислорода из крови получает мозг, он сильно страдает от образа жизни типичного горожанина.

Новые исследования влияния физических упражнений на мозг заставляют нас окончательно расстаться со стереотипами о том, что это занятие не для интеллектуальных или творческих людей.

Вспомните крыс из обогащённой среды в экспериментах Мэрион Даймонд: в «интересных» клетках они, разумеется, не книжки читали, а очень много бегали — в дальнейшем исследования показали, что даже один только бег в колёсике помогает крысиному мозгу расти.

Оказалось, что аэробные нагрузки у человека способствуют росту нейронов в гиппокампе — а значит, улучшают познавательные способности, умение ассоциировать и соединять факты. Активно разрабатывает эту тему ученица Мэрион Даймонд Венди Сузуки, чья простая книга о нейропластичности и всём на свете переведена на русский язык.

В последнее время становится понятно, что на пластичность мозга также могут влиять наши мысли и установки.

Пока что не существует цельного корпуса исследований влияния медитации на мозг, но те, что уже проводились, показывают долговременные изменения электрической активности в мозге.

Одна из самых изученных на практике техник медитации — концентрация на объекте и концентрация без объекта — используется западными специалистами для повышения креативности и эффективности мышления, об этом только что вышла книга «Сеть и бабочка».

Нельзя назвать нейропластичность однозначно сильным качеством мозга. Ведь это и наша слабость, особенно если мы не осознаём её действие.

Эффективность многократного повторения рекламы и работа пропаганды доказывают: с помощью обучения человеческий мозг можно «настроить» на изначально чуждые ему потребности и эмоции, сделав для нас жизненно необходимым определённый товар, а народ соседнего государства — смертельно опасным.

Одни и те же модели отношений в романтических фильмах, одни и те же сексуальные стимулы в порнографии, политические лозунги на ютьюб-каналах и эмоциональные утверждения флешмобов в соцсетях, которые мы потребляем день за днём, меняют структуру нашего мозга.

А вместе с ней — нашу психофизиологию, эмоциональность и убеждения. Зная, как чувствителен наш мозг к опыту, человеку будущего, возможно, придётся стать гораздо внимательнее и избирательнее, чтобы самому контролировать его работу.

Фотографии: helloSG — stock.adobe.com (1, 2, 3)

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/230704-neuroplasticity

Нейропластичность. Как управлять мозгом

Тренировка нейропластичности мозга после инсульта

Нейропластичность — термин, обозначающий способность человеческого мозга к функциональной и физической самореорганизации.

Другими словами, под воздействием нового опыта он может изменять «настройки», данные природой, и улучшать качество жизни.

Долгое время ученые отрицали этот факт, утверждая, что невозможно выйти за рамки, которые были установлены в период развития в детском возрасте.

Последние исследования вызвали бурю эмоций среди нейробиологов во всем мире: при определенных условиях мозг продолжает развиваться и во взрослом возрасте, адаптируясь к изменениям окружающей среды, событиям и используя все возможности для улучшения почти каждого жизненного аспекта. Именно благодаря пластичности мозга человек успешно восстанавливается после перенесенного инсульта или тяжелой травмы, а врожденные аномалии и сложные повреждения далеко не всегда фатальны.

Что происходит в мозге ребенка по мере взросления

Человеческий мозг — это огромное количество нейронов, из которых формируются отдельные участки, и многочисленная армия синапсов, связывающих их между собой. У взрослого человека нейроны покрыты миелином — особой оболочкой, делающей связь между ними намного эффективнее. Каждая область мозга отвечает за свой участок. У детей и взрослых активность определенных зон значительно различается.

С момента появления крохи на свет в мозговом веществе уже содержится определенное число нейронов, однако они обособлены друг от друга. В процессе общения с людьми, взаимодействия с окружающим миром начинается формирование сложной структуры человеческого мозга.

Получаемый опыт активирует нейроны и создает синаптические связи, каждую секунду их образуется до 2 миллионов! Как только малыш начинает осознавать связь событий (яркость и звук погремушки, сосание груди и насыщение из бутылочки с соской), нейроны начинают ветвиться и взаимодействовать между собой.

Синапсы напоминают растущее дерево со множеством ветвей и мелких веточек.

depositphotos.com [email protected]

задача мозга в первые годы жизни — создать прочную основу, от качества которой будет зависеть психическое здоровье и способность к обучаемости, склонность к вредным привычкам и поведенческие реакции во взрослой жизни.

Конечно, роль генетики в интеллектуальном уровне ребенке достаточно велика, однако наследственность определяет только потенциал мозгового развития.

Теперь уже доказано, что формирование мозговой структуры зависит от особенностей окружающей среды, куда малыш погружен после появления на свет.

Мозг, развивающийся под звуки скрипки и поэтических строк, будет отличаться от мозга, растущего в окружении новейших технологий ребенка. Тем более он будет отличаться от мозга детей, первые годы своей жизни проводящих в состоянии стресса и под аккомпанемент постоянных ссор.

 Если ребенок регулярно испытывает страх, даже при обеспечении возможностей для развития он не сможет ими воспользоваться. Мозг не будет способен развиваться, так как задействует только отвечающие за безопасность и выживание функции. Лишь после устранения причины стресса возобновляется работа обучения и мышления.

 В период активного роста, под влиянием окружающей среды и постепенно приобретаемого опыта, происходит становление способности к обучению и уровня интеллекта.

Первые 5 лет жизни идет поочередное развитие сенсорных зон: для зрительного и слухового восприятия, языковых навыков, познавательных функций.

Позднее невостребованные связи между синапсами будут удалены, а пока, до 3 лет, очень важно насытить жизнь малыша новыми впечатлениями и положительными эмоциями, развивать речь и приобщать к разноплановым занятиям. Это стимулирует развитие мозга, ускоряет его полноценное формирование.

В этот период малыш способен как освоить несколько языков, так и приобрести проблемы с речью. При недостаточном внимании и отсутствии общения возможно возникновение задержки в развитии, что происходит за счет неполного формирования некоторых зон головного мозга.

Развитие синаптических связей можно разделить на несколько возрастных периодов:

  • от 0 до года — формируются основные пять чувств, развиваются моторные навыки, действует бессознательная память;
  • 1—3 года — развивается сознательная память, формируется структура мозга. В 3-летнем возрасте объем его составляет 80% от взрослого, заложены восприимчивость к обучению и способности к социальному взаимодействию. Это самый стремительный и результативный период нашей жизни;
  • 3—10 лет — образование связи между нейтронами замедляется, однако активность мозга в два раза больше, чем у взрослых людей, а способности примерно сопоставимы. Созданные ранее связи постепенно «консолидируются», для предстоящей жизни остаются лишь наиболее значимые и часто используемые. С 8 лет начинает развиваться абстрактное мышление и логика;
  • от 11—14 лет — образуется миелиновый слой, ненужные связи деактивируются, идет процесс расстановки приоритетов, самооценки и решения других важных задач. Полное созревание мозга завершается примерно к 25 годам. Однако это совсем не означает начало его старения — способности мозга изменяться и восстанавливаться поистине безграничны!

По мере взросления сложное переплетение случайностей, генов и опыта формирует в мозге то, что называется личностью: привычки, симпатии/антипатии, умственную деятельность. В течение длительного времени считалось, что человек не в состоянии повлиять на работу мозга, а различные нарушения не поддаются коррекции. Но, к счастью, ученые ошибались.

Например, Майкл Мерцених, известный нейроученый из США, разработал уникальную методику для лечения нарушений речи. Американский нейрофизиолог Пол Бач-и-Рита — создатель аппаратов для потерявших зрение людей. В основе интересной методики лежит преобразование сенсорных сигналов в зрительные.

Таким образом, научно доказано: мозг способен изменяться и приспосабливаться к выживанию в мире, где существует его обладатель.

Мозг и тело — кто кем управляет

Поведение человека обусловлено динамическим взаимодействием мозга и тела. Первому подчинены бодрствование и сон, поиск пропитания и движение, дыхание и даже настроение. Может ли тело влиять на мозг и в чем заключается их взаимодействие? Телесный опыт — важная составляющая нейропластичности.

Последние исследования убедительно доказали, что тело оказывает такое же влияние на мозг, как и обратное воздействие. Каждая часть тела проецируется в мозге и представлена определенным количеством нейронных соединений.

Усиленная тренировка каких-то навыков увеличивает «мозговые карты» и наоборот, отсутствие их использования приводит к потере уже достигнутого умения.

При повреждении нерва руки мозг переключает свою деятельность на решение более актуальных задач. Но в ситуации, когда человек может использовать лишь обездвиженную конечность, через некоторое время мозг восстанавливает утраченные связи.

Эта уникальная способность может использоваться для реабилитации после паралича.

Это свойство мозга и способность к самореорганизации прекрасно продемонстрировала уникальная история болезни отца упомянутого выше Пола Бач-и-Рита. Перенеся обширный инсульт, мужчина потерял способность разговаривать и двигаться.

Возвращение к полноценной жизни происходило постепенно, через упорное усваивание начальных навыков: повторения отдельных звуков и лишь позднее слов, попытки удержать в руке предмет, ползания и ходьбы.

Нейропластичность мозга, даже при наличии повреждения обширной области, помогла ему победить болезнь и вернуться к любимой профессии.

Еще один пример взаимодействия мозга и тела, доказанного исследованиями и опытами Майкла Мерцениха. При повреждении нерва руки мозг переключает свою деятельность на решение более актуальных задач.

Но в ситуации, когда человек может использовать лишь обездвиженную конечность, через некоторое время мозг восстанавливает утраченные связи.

Эта уникальная способность может использоваться для реабилитации после паралича, и здесь, в связи с последними открытиями, открываются интересные возможности для более масштабных исследований.

depositphotos.com lufimorgan

Помогают ли игры повысить интеллект

Многочисленные предложения в Интернете, ссылаясь на научные подтверждения нейроспециалистов, твердо гарантируют: скачав игру или приложение и регулярно используя новинку, вы сможете дать толчок стремительному развитию творческих способностей и даже повысить интеллект.

К сожалению, нейроученые не подтверждают таких связей, так что красочная реклама — очередной обман. Ведущиеся в этом направлении исследования пока не увенчались успехом, однако некоторые выводы достаточно интересны.

Например, нейрофизиолог из Ирландии Элеанор Магуайер убедительно доказала, что развитие мозга напрямую зависит от процесса обучения.

Новые полученные знания сопоставляются с имеющейся базой, активизируют мозг, развивают память, повышают потенциал и в конечном итоге значительно улучшают качество жизни. Однако учение несет не только положительную динамику для мозга.

Чтение или спорт

Увлекаясь интенсивным обучением и проводя долгие часы за компьютером или книгами, человек вмешивается в процесс кровоснабжения мозга и получает совсем не ожидаемый результат: интеллектуальный орган начинает испытывать недостаток кислорода и снижает свою активность. Вспомните, как часто обычное постукивание ногами, машинальное ерзанье, бессмысленные рисунки помогали сосредоточиться и пробудить память. Но это лишь отвлекающие, обманывающие мозг факторы. Реальную пользу приносят аэробные занятия, бег, выполнение нехитрых физических упражнений. Занятия спортом способствуют росту нейронов, а значит, и развитию мозга, улучшению памяти, способностей к обучению. Более подробно об этом феномене можно узнать из книги о нейропластичности под авторством Венди Сузуки, ученицы Мэрион Даймонд.

Можно ли заставить мозг слушаться

Нейропластичность мозга — важное открытие, способное в корне изменить нашу жизнь.

Как оказалось, даже умственно отсталый человек способен стать ученым, прекрасным специалистом в выбранной области, обладателем исключительной памяти.

В течение всей жизни человеческий мозг сохраняет способность к овладению новыми навыками, изучению иностранных языков, обучению игре на музыкальных инструментах, положительному изменению качества своей жизни.

Границы нейропластичности пока не изучены до конца, однако это уникальное свойство может привести как к положительным изменениям в жизни, так и свести имеющиеся способности к минимуму.

На структуру мозга оказывают влияние ваши активность и мотивация, полученные травмы и медитация, ежедневные занятия и даже надоедливая реклама. Обучение способно перенастроить на совершенно неприемлемые ранее эмоции и потребности.

Эту возможность можно использовать как во благо, так и во вред.

Научитесь правильно выбирать цель, овладевайте новыми знаниями, осваивайте мастерство позитивного мышления и медитации, не отступайте перед жизненными трудностями. Только в этом случае мозг получит возможность развиваться.

Многочисленные исследования в этой области неизменно вызывают жаркие дискуссии, однако каждое новое открытие приоткрывает завесу над очередной тайной взаимодействия мозга с окружающей действительностью. Пока изменения убеждений и эмоций происходят практически бесконтрольно.

Интерактивные технологии позволяют рекламе коренным образом изменить наше мнение, а пропаганде — сделать агрессивным и подтолкнуть к свершению чуждых ранее поступков.

Между тем нейропластичность мозга можно широко использовать в благих целях: при восстановлении после инсультов и травм, для максимальной реализации в жизни, изменения привычек или профессии.

Однако пассивно ожидать перемен не стоит. Важно осознавать, что мозг оказывает поддержку и помогает выполнять регулярные действия. Даже если работа вам не нравится, соответствующие его участки увеличиваются и помогают выполнять ее более эффективно.

Чтобы изменить жизнь на всех уровнях с помощью влияния на мозг, придется приложить определенные усилия. Научитесь правильно выбирать цель, овладевайте новыми знаниями, осваивайте мастерство позитивного мышления и медитации, не отступайте перед жизненными трудностями.

Только в этом случае мозг получит возможность развиваться, а вы, направив его в нужном направлении, можете рассчитывать на улучшение своих когнитивных функций.

Источник: http://zoj.kz/bolezni/nevrologiya/neyroplastichnost-kak-upravlyat-mozgom.html

Восстановление после инсульта: эффективная реабилитация в Москве

Тренировка нейропластичности мозга после инсульта

У большинства пациентов после инсульта возникает комплексный неврологический дефицит и программа реабилитация помогает в восстановлении утраченных функций. Она включает в себя разнообразные мероприятия: упражнения, занятия на тренажерах, массаж, иглорефлексотерапию, кинезиотейпирование и другие.

Восстановление мозга после инсульта наиболее эффективно в том случае, когда лечение и реабилитацию врачи начинают не позже 3-4 часов от дебюта заболевания. В Юсуповской больнице инструкторы ЛФК с большим опытом работы с пациентами после инсульта, проводят эффективную реабилитацию пациентов после инсульта.

При поступлении пациентов в клинику неврологии Юсуповской больницы проводят компьютерную томографию, позволяющую определить вид инсульта, локализацию и объём поражения.

В начальных стадиях ишемического инсульта этот метод может быть недостаточно информативным, поэтому после восстановления жизненно важных функций пациентам выполняют магнитно-разонансную томографию. Допплеровское сканирование сосудов головы и шеи позволяет установить локализацию нарушения кровотока.

Состояние функциональной активности клеток головного мозга определяют во время видеоэлектроэнцефалографии. Электронейромиоргафия позволяет оценить тонус периферических мышц.

Поскольку в основе восстановительных процессов лежат механизмы нейропластичности (способности ткани мозга к структурно-функциональной перестройке, которая происходит после её повреждения), реабилитационные мероприятия способствуют восстановлению не только нарушенных двигательных функций, но и памяти, обучению, приобретению новых навыков.

Пассивную реабилитацию начинают в палате реанимации. Этап восстановления нарушенных функций пациенты проходят в клинике реабилитации Юсуповской больницы.

Инсульт. Лечение и восстановление нарушенных функций

В лечении инсульта выделяют недифференцированную и дифференцированную терапию. Недифференцированная терапия не зависит от характера инсульта (геморрагический или ишемический), в то время как дифференцированная терапия определяется характером острого нарушения мозгового кровообращения.

Если не удаётся точно определить тип инсульта, неврологи проводят только базисную и недифференцированную терапию. Лечение инсульта врачи Юсуповской больницы начинают в максимально ранние сроки.

Комплекс неотложных мер в острейшем периоде инсульта и ранней интенсивной реабилитации и опыт врачей, применяющих уникальные методики, позволяет добиться успешных результатов.

Недифференцированная терапия ишемического инсульта включает в себя:

  • поддержание кровообращения;
  • обеспечение адекватного дыхания;
  • уменьшение отёка мозга;
  • контроль и коррекцию водно-электролитных нарушений;
  • профилактику и лечение тромбоэмболии легочной артерии и пневмонии.

В первые 7–10 суток после появления симптомов инсульта врачи Юсуповской больницы воздерживаются от гипотензивной терапии, за исключением случаев очень высокого артериального давления.

Гипотензивную терапию проводят в первые сутки после инсульта, постепенно и умеренно снижают артериальное давление до уровня, превышающего обычные значения у пациента на 10–20 мм рт.ст.

Пациентам, у которых артериальная гипертензия выявлена впервые, давление снижают до 160-170 на 95-100 мм ртутного столба.

По истечении 7–10 дней подбирают гипотензивные препараты и постепенно корригируют артериальное давление. Это позволяет уменьшить риск повторных нарушений мозгового кровообращения.

Лечение отёка мозга проводят пациентам с инсультом при нарушении сознания или прогрессировании неврологических нарушений. В этих случаях поднимают головной конец кровати, ограничивают введение жидкости до 1 л в сутки.

Из медикаментозных средств используют:

  • глицерол;
  • манниол;
  • дексаметазон.

Дифференцированная терапия ишемического инсульта во многом зависит от сроков поступления пациента в стационар.

Если пациент поступает в клинику неврологии в сроки от 3 до 6 часов с момента заболевания и диагноз ишемического инсульта подтверждён компьютерной томографией, неврологи Юсуповской больницы проводят тромболизис. В качестве тромболитического препарата используют тканевой активатор плазминогена.

Для предупреждения дальнейшего тромбообразования и повторной эмболии используют прямые антикоагулянты и антиагреганты. С целью профилактики гибели жизнеспособных нейронов рядом с очагом инфаркта назначают препараты вазоактивного и нейрометаболического действия. При наличии показаний в клиниках-партнёрах выполняют малоинвазивные операции.

Единственным эффективным методом лечения геморрагического инсульта является оперативное вмешательство. В клиниках партнёрах при отсутствии противопоказаний пациентам выполняют открытые или стереотаксические операции. После них уменьшаются симптомы инсульта и быстрее восстанавливаются клетки головного мозга.

Реабилитация после инсульта

В клинике реабилитации Юсуповской больницы созданы все условия для того, чтобы восстановительное лечение после инсульта было эффективным.

Механические и роботизированные тренажёры, вертикализаторы, аппараты Экзарта позволяют быстро и эффективно восстанавливать движения в парализованных конечностях.

Профессиональные реабилитологи владеют новейшими методиками массажа и лечебной физкультуры, используют для восстановления утраченных функций PNF, Voita-терапию, ММТ (мягкотканую мануальную терапию), метод Кастильо-Моралеса, кинезиотейпирование, концепцию Маллиган, Бобат-терапию.

Благодаря применению физиотерапевтами уникальных методик (магнитолечения и лазеротерапии, иглорефлексотерапии, транскраниальной стимуляции) пациенты быстро возвращаются к обычному образу жизни. Команда специалистов, в состав которой входят эрготерапевты, логопеды, нейродефектологи и нейропсихологии, ежедневно работает с пациентами, начиная с первого дня поступления в стационар.

В остром периоде инсульта основными задачами реабилитация являются:

  • ранняя активизация пациентов;
  • восстановление активных движений;
  • предупреждение развития патологических состояний и осложнений, связанных с неподвижностью.

В Юсуповской больнице пациентам при отсутствии противопоказаний с первых часов и дней госпитализации начинают проводить реабилитационные мероприятия:

  • антиспастические укладки конечностей (лечение положением);
  • избирательный массаж;
  • пассивные упражнения.

Применение очень ранней реабилитации снижает смертность, уменьшает уровень инвалидизации, зависимость от окружающих, частоту и выраженность побочных явлений и осложнений, улучшает качество жизни пациентов.

После стабилизации гемодинамических показателей пациентов переводят в вертикальное положение. При малых и средних инфарктах мозга, небольших ограниченных гематомах (без прорыва крови в желудочке) активизацию пациентов начинают на пятые сутки заболевания.

Для этого широко применяют вертикализаторы.

Параллельно с активизацией пациента и переводом его в вертикальное положение в Юсуповской больнице проводят активную лечебную гимнастику для восстановления движений в парализованных конечностях, электростимуляцию нервно-мышечного аппарата.

По окончании острого периода инсульта наступает ранний восстановительный период. Его основными задачами являются:

  • дальнейшее развитие активных движений;
  • преодоление синкинезий (непроизвольных содружественных движений);
  • снижение спастичности;
  • тренировка устойчивости вертикальной позы;
  • совершенствование ходьбы.

В этом периоде реабилитологи Юсуповской больницы используют методы кинезотерапии, активизирующие движения в парализованных конечностях.

Широко применяют метод биоуправления по электромиограмме, ортопедическую фиксацию и специальные пассивно-активные и противосодружественные движения.

Для совершенствования ходьбы пациента учат ходить, затем с четырехножной опорой, обычной палкой. Для улучшения устойчивости вертикальной позы применяют различные виды баланс-терапии.

Основным методом коррекции речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма, которые в Юсуповской больнице проводят логопеды-афазиологи или нейропсихологи. На раннем этапе реабилитации применяют специальные стимуляционные и «растормаживающие» методики восстановительного обучения.

При нарушении артикуляции, связанной с дизартрией, проводится целый набор мероприятий:

  • гимнастика мышц зева и глотки;
  • упражнения по проговариванию отдельных звуков, слов, скороговорок и фраз;
  • массаж артикуляционных мышц;
  • электростимуляцию мышц гортани и глотки.

Реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями после инсульта включает применение метаболических и нейропротекторных лекарственных средств, препаратов, воздействующих на нейротрансмиттерные системы, корригирующих когнитивные, эмоционально-волевые и другие психические нарушения. Помимо медикаментозной терапии с пациентами, у которых имеются когнитивные нарушения, проводят психолого-коррекционные занятия.

В Юсуповской больнице пациенты проходят курс реабилитации по индивидуальным программам, при составлении которых используются инновационные научные разработки. В сочетании с опытом многопрофильной команды врачей это способствует эффективному восстановлению пациентов после инсульта. Позвоните по телефону и запишитесь на приём к реабилитологу.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы. СПб.: ООО «Медлайн-Медиа», 2006.
  • Широков, Е. А. Инсульт, инфаркт, внезапная смерть. Теория сосудистых катастроф / Е.А. Широков. – М.: Кворум, 2010. – 244 c.
  • Виленский, Б. С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение / Б.С. Виленский. – Москва: Высшая школа, 1999. – 336 c.
Наименование услуги Стоимость
Консультация врача-невролога Цена от 3600 рублей
Лечебный массаж 1 анатомической области (до 15 минут) Цена: 2000 рублей
Лимфодренажный ручной массаж ( до 45 минут) Цена: 5000 рублей
Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом Цена: 3100 рублей
Индивидуальный сеанс по кинезиотерапии 30 минут Цена: 2500 рублей
Комплексная программа реабилитации после инсульта Цена от 10830 рублей в сутки

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: http://yusupovs.com/articles/neurology/insult-lechenie-i-reabilitatsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.