Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Признаки умственной отсталости у детей: какие бывают?

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Добрый день! У нас в гостях — Елена, которая знает про умственную отсталость не понаслышке. Что это такое? Какие признаки бывают? Передаю слово Елене.

Здравствуйте, дорогие читатели! Диагноз «умственная отсталость» звучит как страшный приговор.

У родителей сразу куда-то вниз ухает сердце, опускаются руки… В первые мгновения даже кажется, что все это не более, чем страшный сон, от которого вот-вот они очнутся.

Через некоторое время, когда паника немного отступает, многие начинают искать признаки умственной отсталости у детей, по которым врачи поставили диагноз. О том, каковы они, мы сегодня поговорим.

Признаки умственной отсталости

Каждый ребенок — маленькое солнышко для своих родителей, их кровиночка, заинька. Хорошо, когда он здоров, перегоняет по своим интеллектуальным и физическим способностям своих сверстников, имеет большой словарный запас и активно пользуется им.

Но что если малыш в свои 4-5 лет вместо слов произносит лишь некоторые звуки? Что если в 3-4 года не просится даже на горшок, хотя по идее уже должен приучаться к взрослому туалету? Конечно, особо паниковать не стоит.

Может, у него возрастные особенности такие? Но сходить на прием к психиатру обязательно нужно.

Какие признаки умственной отсталости существуют?

Прежде всего, стоит отметить, что по своей тяжести она делится на 4 степени. Отметим, при каких признаках устанавливается.

  1. Легкая (IQ в пределе 50-69 баллов, дебильность). Дети, входящие в эту группу, тяжело, но овладевают письмом и грамотой с помощью родителей, понимают значение времени и пространства, могут самостоятельно обслуживать себя, учиться в специальной школе. При старании у них можно немного развить произвольное внимание. Сложности у них возникают лишь в понимании сложных предложений, запоминании чего-либо (объем памяти значительно сужен) и при выстраивании ассоциативных цепочек. Однако они не мешают ему, повзрослев, обзавестись семьей и работой.
  2. Умеренная (20-49 баллов, легкая имбецильность). Возникает чаще всего из-за глубинного повреждения коры головного мозга. Развитие малыша происходит очень медленно (к примеру, в 5-6 лет он может лишь догнать по развитию лишь полуторагодовалых сверстников и то, если родители будут с ним заниматься). Поведение характеризуется отсутствием произвольной регуляции, точности, неловкостью. Речь, если и развивается, то очень обеднена, может появиться неожиданно. Предложения – простые, обрывочные. Детей можно научить считать до 10-20, обслуживать себя, собирать в группы различные вещи по основным различиям (подобие, чаще всего, не понимают), писать, выполнять практическую работу (но лишь при грамотном руководстве). Родителям следует психологически подготовиться к тому, что их сын (или дочь) проживет под их присмотром всю жизнь.
  3. Тяжелая (менее 20 баллов, выраженная имбецильность). Существенные отличия малышей из данной категории – это недоразвитость движений, грубое нарушение внимания (реакция есть лишь на красочные предметы), малый объем памяти, невозможность запоминания, сильное нарушение восприятия окружающего мира, невозможность передать сюжет самой простой картинки. Речь – или отсутствует вовсе или состоит из отдельных слов, которые сложно разобрать. Но малыш может пользоваться жестами, понимать обращенную речь (пусть даже частично), совершать какие-либо заученные приемы (к примеру, он вполне способен кушать руками). Понятно, что жить он может либо дома под присмотром заботливых опекунов, либо в домах инвалидов. Занятия в специальных государственных учреждениях, чаще всего, для него недоступны.
  4. Глубокая (IQ не достигает и 8, идиотия). Самая тяжелая степень, основными признаками которой считаются: невозможность ходить или сидеть, заботиться о себе, заявлять о своих желаниях. У детей из данной категории или вовсе нет или очень плохо развиты навыки самообслуживания, практически нет памяти и внимания, концентрации на предмете. Поведение – хаотичное, понятие инструкций – или нет или очень примитивное. Эмоции – или отсутствуют или весьма нестабильны. Большинство детей с идиотией обращают внимание лишь на боль.

Стоит отметить, что умственная отсталость – это не задержка психического развития и не болезнь. Это особое, чаще всего врожденное, состояние, при котором интеллектуальные возможности резко ограничены, а психологическое развитие ребенка происходит либо медленно, с большой задержкой, либо не происходит вовсе.

К дополнительным признакам всех 4-х указанных выше степеней можно отнести:

  • Органическое повреждение головного мозга (может быть выявлено у детей до года с помощью проведения УЗИ или томографии);
  • Системное нарушение интеллекта
  • Нарушение самоконтроля
  • Выраженность и необратимость обоих нарушений.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить о наличии умственной отсталости. Так как, к примеру, недоразвитие интеллектуальной деятельности при отсутствии повреждения головного мозга может быть свидетельством недостаточности педагогического воспитания, а оно при определенных усилиях поддается коррекции.

Дорогие родители, помните, что как бы не вел себя малыш, какие внешние признаки вы бы не замечали, с ним можно и нужно проводить максимум своего времени и как можно больше заниматься (лепить, творить…). А еще важно очень сильно его любить. Ведь настоящая любовь всегда способна творить чудеса.

И пусть ваш ребенок никогда не будет таким, как все. Но разве это так уж важно, если вот он рядышком, обнимает, целует в щечку и смотрит на вас широко распахнутыми глазками? Если он дарит вам массу положительных эмоций и пусть с трудом, но говорит «мама» или «папа»? Мы думаем, что нет.

А вы?

блога и поделитесь статьей с друзьями. До новых встреч!

Источник: http://pozdnyakova.org/priznaki-umstvennoj-otstalosti-u-detej/

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Под умственной отсталостью понимают врожденное либо приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики, главным проявлением которого является интеллектуальный дефект.

По разным источникам, этой патологией страдает от 1 до 5% населения земного шара.

Бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются только в неблагополучных семьях, однако в действительности первопричины заболевания далеко не всегда обусловлены социальными факторами.

Почему развивается умственная отсталость?

В большинстве случаев возникновение умственной отсталости у детей связано с неправильным формированием или поражением головного мозга на ранних стадиях его развития. В частности, спровоцировать недуг могут:

  1. Тяжелые наследственные заболевания;
  2. Генетические аномалии;
  3. Интоксикации, инфекционные и хронические заболевания матери в период вынашивания;
  4. Преждевременные или осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией плода;
  5. Безответственное отношение родителей к вопросам ухода за ребенком и недостаточное участие в его развитии;
  6. Тяжелые психические или физические травмы мозга.

Олигофрения накладывает отпечаток на все психические процессы, однако в большей степени страдает познавательная сфера. У ребенка с таким диагнозом нарушена способность к концентрации и вниманию, а умение запоминать замедлено.

Для речи пациентов характерно некорректное использование слов, скудный словарный запас, неразвернутость реплик, нарушения в произношении отдельных фраз и целых предложений.

Наряду с этим наблюдается недоразвитость высших эмоций и трудности в построении социальных контактов.

Общим симптомом умственной отсталости у детей является отсутствие мотивации в поведении, зависимость от мнения окружающих и внешних факторов, неспособность предусмотреть последствия своих действий и недостаточное умение подавлять инстинктивные порывы.

Степени умственной отсталости у детей

В специализированной литературе выделено четыре степени умственной отсталости у детей:

  1. Легкая степень умственной отсталости (дебильность), IQ50-69. Такие ребятишки успешно приобретают навыки жизнедеятельности: ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (одевание, купание и принятие пищи), способность общения и поддержания разговора. Главным проявлением патологии является неуспеваемость в обучении и трудности в усвоении школьной программы. Может наблюдаться некоторое недоразвитие двигательных и сенсорных функций. В целом дети с таким диагнозом мало чем отличаются от здоровых сверстников, но с возрастом начинают выделяться из массы;
  2. Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 35-49. Состояние ребенка характеризуется специфическими признаками: замедленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. Обучение детей с таким диагнозом в обычных школах практически исключено. Несмотря на то, что в раннем возрасте пациентам удается овладеть простыми коммуникативными приемами, с более сложными социальными навыками возникают трудности;
  3. Тяжелая степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 20-34. Недуг проявляет себя выраженным отставанием в интеллектуальной сфере. У пациентов наблюдаются запущенные дефекты речи и тяжелые нарушения моторики, они практически не приспособлены к условиям окружающего мира. Посредством настойчивой работы их можно научить уходу за собой и выполнению простых заданий при условии контроля со стороны;
  4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия), IQ < 20. Больные плохо понимают обращения к ним, а единственной речевой реакцией таких пациентов на внешние раздражители нередко являются крики или мычание. Нарушения двигательной сферы выражены настолько, что ребенок не может самостоятельно передвигаться и постоянно сидит в одной и той же позе, совершая маятникообразные или другие примитивные движения. Дети, страдающие идиотией, совершенно необучаемы и неспособны к самообслуживанию.

Лечение умственной отсталости у детей

Ведущая роль в реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью, отведена педагогической работе. В случае диагностирования патологии родителям предлагают устроить ребенка в специализированное дефектологическое учреждение.

Разумеется, не каждая семья готова примириться с наличием у чада интеллектуальных отклонений, однако следует понимать, что наилучших результатов можно добиться лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать способностям ребенка.

Лечение умственной отсталости у детей при наличии специфического текущего соматического заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия и т. п.) проводится в стационаре.

Если проблемы в интеллектуальной сфере не связаны с болезненным процессом, задачей медикаментозной терапии становится купирование сопутствующих неврозоподобных, психопатоподобных, психотических (галлюцинации, бред) проявлений. Назначение конкретных препаратов происходит в индивидуальном порядке.

Могут применяться ноотропы (нейрометаболические стимуляторы): Ноотропил (пирацетам), Пантогам, Фенибут, Аминалон; препараты, стимулирующие процессы метаболизма в центральной нервной системе: витамины В1, В6, В12, В15, глутаминовая кислота и др.

При ликвородинамических нарушениях (повышенное внутричерепное давление) назначают Диакарб, Глицерол, сульфат магния, а при судорожном синдроме, помимо противосудорожных препаратов, целесообразно использование Пантогама.

Помните, что умственная отсталость – это не приговор. При правильном подходе родителей, врачей и педагогов у ребенка с легкой или умеренной степенью патологии есть все шансы научиться обеспечивать свои нужды самостоятельно и в последующем добиться успеха в работе, не требующей высоких интеллектуальных навыков.

Источник: https://lady7.net/umstvennaja-otstalost-u-detej.html

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.

Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными.

При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.

  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире.

Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей.

Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием.

Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

https://www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/umstvennaya-otstalost-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.