Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Содержание

Особенности воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста — одна из важнейших задач родителей. Мамы и папы часто допускают ошибку, не позволяя малышу действовать самостоятельно. При этом к 6-7 годам родители недоумевают, почему их дети не владеют элементарными навыками самообслуживания.

Самостоятельность

Понятие самостоятельность можно определить, как:

  • проявление инициативности и применение полученных знаний в незнакомой ситуации;
  • осуществление саморегуляции поведения;
  • выполнение привычных повседневных дел без помощи взрослых.

Родители редко задумываются о развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Мамы не позволяют детям одеваться, убирать за собой игрушки и выполнять небольшие поручения. Взрослые уверены в том, что малыш не сможет справиться или справится недостаточно хорошо. Многим детям даже не позволяют выходить на прогулку без сопровождения взрослых.

Подавление детской инициативы приводит к тому, что у дошкольников развивается страх перед окружающим миром, неуверенность в своих силах, а иногда и лень. Он заранее знает, что не сможет одеться или почистить зубы без маминой помощи.

Успеваемость зависимых детей в школе значительно ниже, чем у их сверстников, привыкших к большей самостоятельности. О себе самом у малыша формируются представления, как о человеке, который не способен ни в чем преуспеть.

Плохие оценки в школе становятся подтверждением того, что школьник не может обойтись без посторонней помощи.

Какие действия доступны дошкольнику?

Родителям, уверенным в том, что формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста недопустимо, следует знать, что:

  1. Их ребенок способен без посторонней помощи убирать свои вещи (одежду, игрушки, книги) на место. Этот вид деятельности доступен даже малышам 2-3 лет.
  2. Младший дошкольник способен на полноценное самообслуживание. Он справится с чисткой зубов, сможет принять душ, вытереться полотенцем. Помощь обычно требуется при мытье головы девочкам с длинными волосами.
  3. Дошкольник может пользоваться столовыми приборами. Маме не следует кормить его с ложки.
  4. Детей 3-4 лет можно научить пользоваться туалетной бумагой и носовым платком.
  5. Малыш способен и хочет самостоятельно одеваться.

Чтобы формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста проходило успешно, родителям нужно позаботиться о создании необходимых условий.

Учитывая особенности возраста и роста сына или дочери, вешалку следует расположить так, чтобы ребенок смог вешать свою одежду без посторонней помощи. Те же требования распространяются и на расположение полок для игрушек и книг, а также крючка для полотенца.

Места для хранения вещей должны быть фиксированными. Так ему будет легче запомнить, куда положить книгу или зубную щетку.

Чего боятся родители?

Диагностика самостоятельности дошкольников показывает, что родители зачастую умышленно подавляют инициативность своих детей. Причины такого поведения могут быть различными. Некоторые мамы и папы полагают, что воспитывать нужно строго.

Они путают самостоятельность со вседозволенностью, что и заставляет их угнетать инициативность. Между тем самообслуживание и аккуратность — это жизненно необходимые навыки. Исследование показало: самостоятельные дети более дисциплинированы.

Активные движения детей часто пугают взрослых. Подвижный ребенок, который хочет все делать сам, может что-нибудь сломать или испортить вещи.

Именно поэтому мамы запрещают дочерям самостоятельную уборку помещения. При этом родители забывают, что формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста невозможно без практики.

Нельзя научиться гладить одежду или готовить еду, просто прочитав правила в книге.

По мнению исследователей, родителями движет не только боязнь получить испорченные вещи и продукты. Подсознательно они боятся самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Чем увереннее в себе будет ребенок, тем меньше он будет нуждаться в родителях.

Такие дети рано уходят из дома, хотят жить своей жизнью, в которую не смогут вмешиваться мама и папа. Страх потерять контроль над чадом заставляет родителей приостанавливать развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Малышей же стремятся полностью отстранить от любой активности.

Необходима ли самостоятельность?

Иногда родители полностью отрицают необходимость самостоятельности детей дошкольного возраста. Они не считаю ее обязательной для полноценного развития, получения образования. Некоторые папы и мамы полагают, что самостоятельным должен быть только сын. Он будущий мужчина, глава семьи. Девочке такое качество необязательно. Слабость и пассивность украшает женщину.

Значительное количество поведенческих стереотипов, актуальных несколько десятилетий назад, успело устареть. От коллективизма, характерного для коммунистического строя, общество постепенно перешло к индивидуализму.

Новые правила требуют, чтобы каждый позаботился о себе сам, не надеясь ни на коллектив, ни на государство. Современному молодому человеку, получившему образование, трудоустройство не гарантировано, как это было 30-40 лет назад. Получить место возможно только в условиях жесткой конкуренции.

Добросовестный труд на предприятии больше не дает права на получение квартиры. Жилье нужно будет покупать на свои деньги.

В новых реалиях формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста недостаточно. Ребенок должен уметь значительно больше. От того, насколько обширны будут его умения, зависят его дальнейшие успехи.

Советы родителям

  1. Не нужно запрещать, нужно учить. Самостоятельная двигательная активность детей начинается очень рано. Как только мама заметила, что ребенок пытается что-то сделать своими силами, например, почистить зубы, она должна ему показать, как это делать правильно: сколько пасты нужно выдавить из тюбика, как помыть щетку и куда ее поставить и т. д.

    В дальнейшем мама должна присутствовать рядом, когда ребенок чистит зубы. Ее роль диагностическая. Не стоит выхватывать щетку при первой же ошибке, говоря малышу, что он ничего не умеет, и что мама сама все сделает. Такое поведение снижает мотивацию. Ребенок сразу же теряет интерес к выполнению деятельности.

    Заметив ошибку, мама должна деликатно ее исправить, не пытаясь выполнить все действия за малыша.

  2. Поощрять креативность. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и малышей может стать творческим процессом. Стремление творить — это одно из проявлений самостоятельности.

    Если ребенок рисует на стенах, ему нужно предоставить возможность рисовать на легальной поверхности. Не следует думать, что таким образом дети хотят досадить родителям. Они рисуют на той бумаге, к которой у них есть доступ. Если сыну или дочери предоставить достаточное количество бумаги или специальную доску, они откажутся от вредной привычки.

  3. Дать задание.

    Оно может быть символическим и ничего не значащим: прочитать книжку и пересказать ее содержание, помочь бабушке вставить нитку в иголку и т. д. Небольшие задания необходимы для полноценного воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем маленьких.

  4. Предоставить свободу выбора.

    Планируя ремонт в квартире, родители могут допустить ребёнка к подготовке проекта. Пусть он сам решит, какие обои будут наклеены в его комнате. Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста должно быть основано на сознательном выборе. Он должен научиться выбирать, руководствуясь теми или иными критериями.

Не бояться ошибок

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста так же, как и младшего невозможно без допущения ошибок. Человек многим вещам в жизни учится в процессе проведения эксперимента.

Дочь не сможет испечь пирог как у мамы с первого раза. Скорее всего ее первое кондитерское изделие не пропечется, пригорит или будет иметь непривлекательный внешний вид.

Впервые надевая носки, сын может не заметить, что они вывернуты на левую сторону.

Задача родителей состоит в том, чтобы не ругать за неудачу, а подбодрить, поощрить. Можно принять участие в экспериментировании, не задумываясь о результате. Родители не должны бояться совершить ошибку сами и не пугать возможной ошибкой ребенка. Если дочь хочет сшить кукле платье, можно дать ей обрез ненужной ткани.

Мальчику, который просит разрешение вымыть посуду, следует дать возможность помыть небьющиеся предметы. Таким образом он будет учиться ведению домашнего хозяйства без вреда для имущества. Но если вред все-таки нанесен, наказывать детей не следует. Наказание сформирует у них страх перед дальнейшими самостоятельными действиями.

В будущем ошибок может быть еще больше.

Родители должны заниматься не только воспитанием сына или дочери, но и уделять достаточно внимания своему самообразованию: роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста велика. Чем больше будут уметь мама и папа, тем больше знаний они способы передать молодому поколению.

Особенности воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/razvitie-initsiativy-i-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov.html

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Родители начинают задумываться о воспитании самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс.

На самом деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы жизни.

О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.

Ключевые составляющие детской самостоятельности

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых составляющих:

  • инициативность
  • целеустремленность
  • самоконтроль

Именно в такой последовательности должна формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в школу.

Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2 года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол.

Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и их инициатива не несет никакого положительного результата.

Только когда ребенок начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.

Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы выполняете те или иные действия.

Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь развитию целеустремленности — умения сосредоточиться на выполнении задачи до достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и наказывать его не стоит.

Похвалите его за настойчивость и целеустремленность и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и кроху.

Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда — ошибся. Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости наказания со стороны родителей.

Именно это умение является завершающим на первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника.

Со временем ему придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему независимым человеком.

Этапы развития самостоятельности дошколят

Первые признаки самостоятельности проявляются у детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет, независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.

С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.

В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте, чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.

При всем желании мамы проводить со своим чадом как можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.

Советы по воспитанию самостоятельности малыша

Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за тем, как родители выполняют какое-то дело.

Затем работа выполняется совместными усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но под неусыпным контролем взрослых.

Завершающая стадия позволяет малышу самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.

Для освоения и закрепления навыков обязательно выполнение трех условий.

  1. ребенок должен проявить инициативу и захотеть выполнить работу самостоятельно.
  2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха сможет преодолеть.
  3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
  • Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог смело демонстрировать свои достижения.

В такой перечень можно со временем добавлять мелкие хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не противился своим обязанностям, став постарше.

  • Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае ребенку предоставляется две альтернативы.

Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а в качестве пункта назначения прогулки — детскую площадку или парк. Возможность делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать свои решения.

  • В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить ему понять последствия своих поступков.

Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское желание пробовать делать что-либо своими силами.

  • Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности песня про необитаемый остров.

Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.

  • Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему ложиться и вставать по организованному вами режиму.
  • Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами творчества.
  • Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
  • Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы, необходимые для наведения красоты.
  • Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
  • Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не соответствуют сезону, тогда малыш не попытается одеть футболку зимой, а свитер — летом.
  • Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам складывал в нее вещи по мере загрязнения.

Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.

  • Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до крана, мыла, зубной щетки и пасты.
  • Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легко доступны.
  • На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха будет самостоятельно сервировать стол.
  • Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
  • Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и привлекайте его к приготовлению любимых блюд.

Ошибки родителей: инфантильность и синдром беспомощности

Две самых грубых ошибки родителей при воспитании самостоятельной личности — это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.

В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором — развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти независимой и самодостаточной личностью.

Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно знакомые действия, он постепенно теряет инициативность.

Жажда независимости ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не может занять себя самостоятельно.

При попустительстве со стороны взрослых такой ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него придется делать маме.

Другая сторона медали — это полное отсутствие поддержки со стороны родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни малейшего интереса.

Об этих двух ошибках рассказывает Людмила Петрановская на вебинаре “Точка кипения. Конфликты в семье”, “Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста”

Вырастить ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.

Получите простые и понятные рекомендации по воспитанию здорового и счастливого человека прям сейчас! Запись вебинара «Цикл он-лайн лекций “Сбой связи. Травмы привязанности. Причины. Выходы.”»

Источник: https://viline.tv/deti/article/razvitie-samostoatelnosti-u-detej-doskolnogo-vozrasta

Развитие самостоятельности у детей

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

В статье рассказывается о том, как формируется и развиватеся самостоятельность у ребенка. О том чем вредна гиперопека, критика, вседозволенность в воспитании детей.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать.

Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает.

Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель.

Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе.

Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку.

Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых.

Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может.

Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме.

Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть.

И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности.

Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал.

Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни.

Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз.

Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/osnovnye-pravila-samostoyatelnosti-rebenka/

Воспитание самостоятельности у детей. Как развить самостоятельность

Воспитание и развитие самостоятельности у детей
3480 (10 за неделю) / 07.12.15 10:39 /

 «Сам!» – отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок.

Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни.

Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи».

Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц – только бы учился! – где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу».

Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий.

«Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? – вздыхают измученные родители на приемах у психологов. – А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности. 

Для начала – небольшой сравнительный тест.

Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» – возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе.

Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, – резюмирует Елена Станиславовна.

Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента.

Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».

Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн …

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается – и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, – а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой».

Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть».

Помним, что сейчас основной стимул малыша – одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я».

Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему – впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, – инструктирует психолог.

– Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, – уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых.

И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д.

Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он – член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина. 

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников – помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада – весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности.

Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно.

Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

2 Духовно-нравственное воспитание школьников

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о …

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая – это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное – не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция – когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго.

Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения.

Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь.

Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека. «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок – прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку – ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий – а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие. «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», – решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением.

Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно.

Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost

Самостоятельность ребёнка

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Причины несамостоятельности

Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к жизни, в которой он будет сам отвечать за свои поступки, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность, как черта характера, очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и как мотивировать ребенка к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:

  • Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Рассмотрим основные НЕ правильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
  • Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.
  • Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
  • Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
  • Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..
  • Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
  • Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
  1. требовательность к ребёнку
  2. принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
  3. воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей

Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность.

Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность.

В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в детскую ревность. Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике

Источник: https://all-mama.com/samostoyatelnost-rebyonka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.