Задержка психического развития у детей

Содержание

Задержка психического развития (ЗПР) — причины, признаки, лечение в Израиле

Задержка психического развития у детей

Определение задержки психического развития (ЗПР) у детей
Виды задержки психического развития (ЗПР)
Причины задержки психического развития (ЗПР)
Признаки задержки психического развития в раннем возрасте (1-3 года)
признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Как отличить ЗПР от аутизма?
Лечение ЗПР

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу.

В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей  с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы.

Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения.

В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы . Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии.

Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите здесь.

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете здесь.

Источник: https://www.drlevit.com/zpr/

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей

  • О болезни
  • Причины
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение

Отставание ребенка в психическом, эмоциональном, умственном развитии диагностируется как задержка психического развития (ЗПР).

У таких детей недостаточно развита речь, моторика, они плохо запоминают информацию, у них не развито мышление, примитивное поведение, нестабильное эмоциональное состояние.

Обучаемость детей с ЗПР плохая – они не воспринимают новую информацию в детском саду, плохо усваивают программу в школе.

Диагноз ЗРП ставится ребенку исключительно после полного его обследования психиатром, психологом, педиатром, невропатологом, а также педагогами и более узкими специалистами (при необходимости). Такие дети нуждаются в лечении, в коррекции психического развития, а также в постоянно медицинском наблюдении.

О болезни

Нарушения психического, интеллектуального, эмоционального развития – обратимы, если вовремя обратиться к специалистам. По статистике, среди детей до 10 лет около 20% имеют ту или иную степень задержки психического развития. Прежде всего, при таком нарушении развития необходимо обращаться за медицинской помощью – к специалистам педиатру и невропатологу.

Причиной задержки психического развития могут быть не только психические расстройства, но и органические нарушения в организме. Особенностью этого заболевания является то, что полноценно оценить развитие детей можно только в школьный период. Если вашему ребенку ставят диагноз «задержка психического развития» в дошкольном возрасте, то знайте, врач не обладает должной квалификацией.

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку только на этапе школьного развития, не ранее.

Причины

Причины задержки психического развития у ребенка могут иметь физиологическую и социально-бытовую/психологическую почву.

К физиологическим факторам относятся:

  • Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка;
  • Патологическая беременность, сопровождающаяся внутриутробными инфекциями, токсикозом, гипоксией плода во время родов;
  • Родовые травмы;
  • Желтуха новорожденного;
  • Курение, алкоголизм матери в период беременности;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Нейроинфекции;
  • Рахит;
  • Припадки эпилепсии;
  • Последствия черепно-мозговых травм;
  • Последствия гриппа.

В некоторых семья задержка психического развития имеет наследственную природу.

Под социальными причинами ЗПР понимают неблагоприятные условия роста и развития ребенка, а именно:

  • Гипоопека со стороны родителей (дети растут без присмотра и контроля);
  • Гиперопека над ребенком, из-под которой тот хочет вырваться. Гиперопека, вопреки мнению родителей, не развивается ребенка, а наоборот – тормозит его умственный и физиологический рост;
  • Сильный авторитет родителей в воспитании;
  • Отсутствие общения со сверстниками.

Психическое развитие может остановиться на каком-то из этапов, если у ребенка имеются физические несовершенства в виде нарушения развития речи, слуха, зрения, общения, восприятия окружающей информации.

Классификация

  • Нарушение функционирования центральной нервной системы – ребенок проявляется симптомы инфантилизма, то есть, сознательно ведет себя младше, нежели является по возрасту. Поведение таких детей не соответствует их фактическому возрасту. К примеру, в школьном возрасте дети с ЗПР вместо обучения выбирают подвижные игры, игрушки.
  • Заболевания ребенка в раннем детском возрасте, которые дали последствия на этап дошкольного и школьного развития. Дети с ЗПР в анамнезе (истории болезни) имеют диагнозы в виде: пневмонии, почечной, сердечно-сосудистой, печеночной недостаточности, бронхиальная астма. Не исключено, что дети с ЗПР длительное время находились на стационарном лечении в медучреждении. Симптоматика проявляется в виде нарушения внимания, повышенной активности ребенка, заторможенной реакции, постоянного переутомления, плохой памяти.
  • Неблагоприятные условия роста и проживания ребенка в семье – жесткое обращение к ребенку, насилие, угрозы, отсутствие внимания к ребенку. Все это в совокупности приводит к психо-эмоциональной неустойчивости ребенка, к отставанию его в физическом и умственном развитии.
  • Последствия поражения головного мозга, которые проявляются в виде отсутствия интереса к окружающему миру.

Симптоматика

Дети с ЗПР невнимательны, они воспринимают информацию фрагментами, их внимание рассредоточено. Намного лучше развита зрительная память и слух.

Во время процесса обучения ребенка может отвлечь незначительное движение, звук. Таким детям сложно сконцентрироваться на одном предмете, они быстро утомляются.

Очень часто сопутствующими диагнозами являются синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с ЗПР кратковременная, фрагментарная, они не могут запомнить стих или же несколько предложений. Умственная активность крайне невысокая.

Речь искажена, слуховое восприятие также может быть нарушено, словарный запас ограничен. Дети с ЗПР агрессивны, внушаемы, конфликтны, эмоциональны, одиноки. Их игры однообразны, монотонны, без идейного смысла как такового.

Диагностика

Диагноз «задержка психического развития» устанавливается специалистами – психологом, психотерапевтом, педиатром, дефектологом, невропатологом. Основания для постановки диагноза – умственное, физическое, психо-эмоциональное развитие.

Лечение

Лечение детей с ЗПР очень длительное. Такие дети должны посещать специализированные школы, где учебный материал преподносится посредством наглядных примеров и в виде многократного повторения одной и той же информации. Терапия заключается в развитии памяти, мышления, речи. Дополнительные методы лечения – массажи, лечебная физкультура, плавание.

Прогноз благоприятный, если лечение ЗПР начала своевременно.

Источник: https://medportal.su/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya-u-detej/

Задержка психического развития у детей: причины и классификация

Невропатологи и психиатры называют факторы, которые вызывают данную патологию:

  1. Гармонический инфантилизм. Это нарушения конституционального развития мальчиков и девочек. Из-за них дети отстают от сверстников в физическом и психическом развитии. 
  2. Соматические заболевания (нейроинфекции, грипп, рахит). 
  3. Поражения ЦНС. Они возникают на фоне патологий беременности — резус-конфликтов, тяжелых токсикозов, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм. 
  4. Фетальный алкогольный синдром.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Генетическая склонность к ЗПР.
  7. Недостаток общения, социальная депривация. 
  8. Нарушения зрения, слуха, развития речи. 
  9. ДЦП. 

Специалисты констатируют, что на практике часто несколько таких факторов сочетаются, что и приводит к проблеме. Психиатры классифицируют ЗПР по следующим видам:

  1. Олигрофения. Это необратимое психическое недоразвитие. 
  2. Задержанное развитие. Оно может быть обратимым частично либо полностью.
  3. Деменция. Так называют нарушенное развитие на фоне предшествующего нормального. 
  4. Дефицитарное. ЗПР происходит в условиях дефицита зрения, слуха, соматических патологий.
  5. Искаженное (детский аутизм).
  6. Психопатия (дисгармоническое психическое развитие). 

Проблемами ЗПР и их коррекцией занимаются детские психоневрологи.

Как проявляется задержка психического развития у детей: симптомы

Признаки проблемы часто могут обнаружить и сами родители, если они внимательно относятся к ребенку и следят за его развитием. Симптомами неблагополучия являются:

  1. Неточное, замедленное восприятие. Ребенок неспособен сформировать образ в целом. У детей преобладает восприятие зрительной информации, а не слуховой. 
  2. Нестойкость и поверхностность внимания. Оно переключается любыми вешними раздражителями. 
  3. Преобладание наглядно-образной памяти. Информация запоминается такими детьми мозаично. 
  4. Нарушено образное мышление. Логическое и абстрактное функционирует только с помощью взрослых. Дети не могут подводить итоги, делать выводы, заключения. 
  5. В речи искажается артикуляция звуков. Словарный запас (активный и пассивный) ограничен. Таким детям трудно строить предложения, высказывать свои мысли. У них нарушена слуховая дифференциация, задерживается речевое развитие. 

Задержка психического развития у детей с ДЦП: лечение и прогноз

Детский церебральный паралич — диагноз, объединяющий двигательные расстройства, возникающие в результате повреждения структур мозга в перинатальном периоде.

Внешне ДЦП проявляется парезами, параличами, изменением тонуса мышц, шаткостью походки, нарушением речи.

Частыми спутниками детского церебрального паралича являются эпилепсия, психические расстройства, нарушения детского зрения, слуха.

На сегодняшний день эта патология полностью неизлечима. Однако при условии своевременного ее выявления и диагностики, комплексных реабилитационных мероприятиях можно достичь значительного прогресса в развитии речевых и моторных навыков, компенсировать неврологический дефицит, облегчить социальную адаптацию мальчика или девочки.

Стоит отметить, что прогноз реабилитации напрямую зависит от своевременности. Ведь наиболее активно мозг развивается до 8 лет, когда и происходит приобретение навыков, знаний, умений.

Как раз в этот период и необходимо прилагать максимум общих усилий родителей и специалистов по реабилитации.

Ее программа для каждого ребенка с ДЦП разрабатывается индивидуально с учетом тяжести поражения мозга, его локализации, наличия сопутствующих нарушений зрения, слуха и расстройств интеллекта. От этих факторов зависят и дальнейшие прогнозы положительных изменений.

Практика показывает, что затруднительно проводить реабилитационные мероприятия у детей с ДЦП, когда есть нарушения познавательной деятельности, в частности слепота. Отсутствие зрительного восприятия — мощный барьер в реабилитации такого ребенка.

Дети с ДЦП проходят терапию лекарственными препаратами. Она направлена на купирование конкретных признаков заболевания и его осложнений.

Если, к примеру, ребенку характерны эпилептические припадки, назначаются антиконвульсанты; при повышенном мышечном тонусе — антиспастические лекарства.

Также в составе медикаментозной терапии ДЦП могут быть антидепрессанты, ноотропы, глицин, прозерин, нейролептики, транквилизаторы, сосудистые препараты.

Помимо консервативного терапевтического лечения порой возникает необходимость и хирургического. Показанием могут служить контрактуры как следствие длительной спастичности мышц. Часто применяется тенотомия, целью которой является создание опоры для парализованной конечности. Порой применяется пересадка сухожилий, удлинение костей, спинальная ризотомия.

Физиотерапевтическое лечение — составляющая комплексной терапии ДЦП. Это оксигенобаротерапия, электрофорез, грязелечение, водолечение, парафинотерапия, сочетающиеся с массажем и лечебной физкультурой. Хороший эффект дают радоновые, хвойные, скипидарные, йодобромные ванны.

В наше время инновационным способом лечения ДЦП служит анималотерапия. Так называется общение больного ребенка с животными. Чаще всего сегодня применяют дельфинотерапию, иппотерапию (лечение с использованием лошадей). В таких лечебных сеансах работают инструкторы и психотерапевты одновременно.

Вопреки существенным двигательным нарушениям, больные ДЦП могут успешно адаптироваться в обществе. Основную роль в этом играют родители ребенка, которые опираются на помощь реабилитологов, коррекционных педагогов, психологов.

Социальной адаптации способствует обучение в специализированных школах и детских садах. Программа их работы расширяет познавательную активность, способствует усвоению знаний и умений.

И если у малыша с ДЦП отсутствуют нарушения, которые существенно ограничивают двигательную активность, то в перспективе они смогут вести самостоятельную жизнь, трудиться, создавать семьи.

Итак, прогноз в ликвидации задержки психического развития при ДЦП зависит от его формы и своевременности реабилитационного лечения. Иногда такой диагноз приводит к глубокой инвалидности. Но в большинстве случаев компенсировать нарушения удается, потому что мозг обладает огромным потенциалом, гибкостью.

Задержка психического развития у детей с нарушением слуха

В наше время глухота не является приговором, поэтому жизнь детей с нарушениями слуха может быть полноценной. Развитие медицинских технологий позволило решить проблему с помощью цифровых слуховых аппаратов. Они ежегодно усовершенствуются, что позволяет использовать остаточный слух ребенка и развивать слуховое восприятие.

Одним из способов решения проблемы является кохлеарный имплантат. Это инновационный вид слухопротезирования для глухих детей. Он позволяет девочкам и мальчикам слушать и слышать окружающий мир.

Исправление природного дефекта требует дальнейшей систематической работы коррекционных педагогов. Они обучают детей правильно говорить, учат искусству диалога, используя с этой целью специальные программы.

Малышей знакомят с умением слушать, различать речь и шумы, узнавать голоса людей и животных, обогащая их активный словарный запас. Специалисты обучают их в игровой форме, с помощью дидактических игр и заданий, современных компьютерных программ.

Таким образом, дети с нарушениями слуха компенсируют дефицит общего развития.

Итак, основным условием успешной ликвидации задержки психического развития является ранняя диагностика проблемы. Папа и мама должны быть внимательными к малышу с раннего возраста. Родители должны заметить, что дитя не реагирует на звуки, обращения, шумы.

Со своими подозрениями надо спешить к специалистам. Они констатируют, что ранняя диагностика и терапевтическая интервенция смогут решить проблему ЗПР. Важно сделать это в интервале от года до четырех лет. Тогда можно дифференцировать большинство патологических процессов, эффективно помочь таким детям.

В этом случае прогноз будет благоприятным.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/zaderzhka-psikhicheskogo-razvitiya-u-detej.html

Задержка психического развития – это не приговор!

Задержка психического развития у детей

Когда дети приходят в 1 класс и начинают овладевать своими первыми знаниями, через совсем короткое время стает заметным, что у некоторых  все получается очень хорошо, а у кое-кого в учебе возникают проблемы. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что у кого-то знаний  больше, здоровье покрепче, психика устойчивее, а значит, и успехи лучше. Ну а у кого-то все наоборот.

Детям, которым тяжело дается учеба и их психическое развитие не совсем соответствует норме, но есть предпосылки выравнивания, ставят диагноз: ЗПР, то есть задержка психического развития.

Изучение ЗПР как заболевания началось недавно – в 50-ых годах прошлого столетия. В основу исследований  легло то, что ученые заметили, что среди неуспевающих учеников встречаются школьники, которые по количеству знаний и поведению очень похожи на умственно отсталых.

У них замедленное мышление, неустойчивое внимание, проблемы с  запоминанием. Но при создании благоприятных условий у таких детей были очевидны значительные успехи, что свидетельствовало о том, что они не умственные отсталые. Их отнесли в отдельную группу, которая начала считаться пограничной между нормой и дебильностью.

Если изобразить это схематически, то уровни интеллектуального развития расположатся так:

Итак, учеными было четко определено, что задержка психического развития (ЗПР) – это обратимые нарушения интеллектуального и психического процесса у ребенка. Данные отклонения преодолеваются при организации для него специального коррекционного обучения и воспитания.

Причины задержки психического развития

Этимология возникновения заболевания довольно обширная. Но основными факторами принято считать:

  • биологические;
  • социально-психологические.

Причинами ЗПР биологического характера принято считать:

  • органические повреждения центральной нервной системы негрубого характера;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • резус-конфликт;
  • гипоксию плода;
  • недоношенность;
  • желтуху новорожденных;
  • грипп в раннем возрасте;
  • рахит;
  • плохую наследственность (наличие ЗПР у одного из родителей);
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсию и т. д.

Причинами ЗПР социально-психологического характера является проживание детей в семьях:

  • неблагополучных;
  • где существует авторитарный характер воспитания;
  • где наблюдается гиперопека.

При условиях социальной депривации, гипоопеки, дефицита общения со сверстниками у ребенка возникает задержка в развитии.

Также ЗПР может стать вторичным дефектом у детей с нарушениями зрения, слуха и речи, которые не проходят специальной реабилитации с коррекционным педагогом, потому что  у них нарушены сенсорные эталоны, что затрудняет их правильное восприятие окружающего мира.

Виды задержки психического развития

Есть несколько классификаций задержки психического развития. Но наиболее распространенной является классификация Лебединской К.С., которая разделяет ЗПР на четыре категории:

  • Конституциональная человека задержка психического развития.
  • Соматогенная ЗПР.
  • Психогенная ЗПР.
  • Церебрально-органическая ЗПР.

Конституциональная задержка психического развития

Задержка психического развития конституционной генезы, как правило, передается по наследству. Особенности ребенка таковы:

  • незрелое телосложение;
  • психический инфантилизм;
  • мотивация к учебе низкая;
  • замедленное мышление, память, речь.

При этом ребенок довольно добродушный, настроение у него всегда хорошее, быстро прощает все обиды.

В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает: может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Не обращает на учебу внимание. Оценки для него значения не имеют.

Ему интересны только свои занятия, которыми он на уроках и занимается. Поэтому такой ребенок сразу же стает неуспевающим.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Конституционная задержка психического развития поддается исправлению. Исход при правильной организации коррекционного обучения и воспитания благоприятный. Воздействовать на ребенка следует через игру.

Желательно оставить его на повторный курс обучения. Это его абсолютно не травмирует.

Есть большая вероятность, что за год  у него сформируются все психические процессы, и он сможет продолжать учебу за обычной программой.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. Но в результате таких заболеваний, как дистрофия, хронические инфекции, стойкая астения, которыми они начинают страдать с раннего возраста, у них происходит снижение интеллекта.

Особенности ребенка:

  • социально дезаптирован;
  • мотивация к учебе низкая;
  • снижена эмоционально-волевая сфера;
  • возможно аффективное торможение.

Таким детям тяжело освоится в коллективе, поэтому они часто плачут. Как правило, они бездеятельны, безынициативные, их ничего не интересует.

Ситуации вокруг себя воспринимают адекватно, но стремления к достижению определенных целей нет. Очень вялые. Трудности преодолеть самостоятельно не могут.

Учатся плохо, так как быстро утомляются и начинают чувствовать себя плохо. Часто жалуются на головные боли, колики в области сердца.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Детям, имеющим соматогенную ЗПР, требуется постоянная медицинская помощь и контроль со стороны педагога. Им лучше обучаться в школах санаторного типа, так как создать специальный медикаментозный режим в учебном заведении будет довольно сложно. В этом случае доминирует соматического заболевание, которое и притормаживает развитие интеллекта и психических функций в полном объеме.

Задержка психического развития психогенной генезы

Дети с задержкой психического развития психогенной генезы имеют нормальное физическое развитие, соматически полностью здоровы, но им присуща мозговая дисфункция, причиной которой зачастую стают неблагоприятные условия проживания и воспитания.

Особенности ребенка:

  • интеллект снижен;
  • эмоции поверхностные;
  • инфантильность в поведении;
  • неустойчивое внимание;
  • повышенная тревожность.

Ребенок приобретает такие отклонения, так как не чувствует теплоты от близких ему людей. Такие дети, как правило, вырастают в неблагополучных семьях. Там, где царит вседозволенность и полное безразличие к малышу,  с его стороны возможны импульсивные реакции, а также асоциальное поведение.

Плохо себя чувствует ребенок и в авторитарной семье, где царят одни конфликты. Он часто бывает наказан беспричинно. Поэтому дети с таких семей всегда подавлены, очень тревожные, у них возможны вспышки агрессии.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

ЗПР психогенной генезы легко преодолима. Для этого достаточно заинтересоваться ребенком и найти к нему индивидуальный подход.

Задержка психического развития церебрально-органической генезы

Дети с ЗПР церебрально-органической генезы имеют локальные нарушения мозговых функций. Это происходит в результате патологий беременности (токсикозы, грипп, алкоголизм и наркомания матери), родовых травм, тяжелых заболеваний в раннем возрасте.

Особенности ребенка:

  • большая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • снижен уровень внимания и памяти;
  • замедленное мышление;
  • учеба дается тяжело.

Такие дети плохо строят взаимоотношения с ровесниками. Их желания стоят на первом месте. Не понимают запретов и замечаний.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Обучать таких детей тяжело по обычной программе. Им необходима постоянная коррекционная поддержка со стороны педагогов. Есть смысл обучать по специальной программе для детей с ЗПР.

Диагностика детей с задержкой психического развития

Для того чтобы определить диагноз ребенка, необходимо пройти полное медицинское и психическое обследование.

Заключение о его уровне развитии коллегиально выносит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая предварительно собирает и изучает анамнез ребенка, анализирует условия его жизни, ознакамливается с нейропсихологическими данными, диагностикой речи.

Обязательно члены комиссии, в состав которой входят врач, психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр, проводят с ребенком беседу, исследуют его эмоционально-волевые качества, и только после этого ими выставляется диагноз, даются определенные рекомендации по его обучению и воспитанию.

Задержка психического развития зачастую ставится ребенку в 4-5 лет, когда он начинает навещать детский сад. Тогда на фоне сверстников стает заметным замедленное развитие малыша. Не нужно этого пугаться. Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем быстрее он выравнивается интеллектуально и психически.

Задержку психического развития ставят и ученикам младших классов. Именно в этот период заболевание проявляется наиболее ярко. Но своевременная коррекция – это возможность помочь ребенку правильно развиться.

После выравнивания у ребенка всех интеллектуальных и психических процессов диагноз «задержка психического развития» снимается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе в ученика не наблюдаются изменения, то тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

При ЗПР у ребенка всегда есть улучшения в интеллектуальном и психическом развитии, если ему предоставляют квалифицированную помощь, а при умственной отсталости это невозможно.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием принимают помощь от взрослых и переносят свои новые знания и умения на другие предметы самостоятельно. Для детей с умственной отсталостью такие операции практически не выполнимы, так как они не умеют анализировать и систематизировать: операции выполняют только простейшие.

У ребенка с ЗПР при индивидуальном подходе к нему появляется довольно сильная мотивация к восприятию знаний. У умственно отсталого таких желаний не наблюдается.

За данными статистики 50% неуспевающих детей имеют задержку в психическом развитии. Считается, что около 15% от всей детской популяции имеют незначительные проблемы в развитии. Но при создании благоприятных условий эти проблемы легко решаются в пользу ребенка.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto-ne-prigovor.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.